Компетентность персонала является ключевым фактором осуществления квалифицированной разработки, применения и совершенствования информационно-методического обеспечения и управления знаниями, рассмотренных в части 4 данной статьи [1]. После выхода международного стандарта ISO 9001:2015 [2] обеспечение компетентности и осведомленности персонала стало обязательным требованием, необходимым для успешной деятельности организации.
Согласно ISO 9000:2015 [3], «компетентность — это способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов». Из этого определения следует, что для обеспечения компетентности сотрудники должны:
• во-первых, обладать знаниями, необходимыми для работы в определенной области деятельности (полученными в результате общего и целевого образования);
• во-вторых, обладать способностью применять их, обеспечиваемой личными качествами и навыками (приобретенными в результате практической подготовки и опыта работы);
• в-третьих, обладать сведениями о задачах и целях организации, а также о своей роли в достижении этих целей (то есть быть соответствующим образом осведомленными).
Чтобы обеспечить такую компетентность своего персонала, организация должна в соответствии с ISO 9001:2015 постоянно работать над выполнением следующих требований:
a) определять необходимую компетентность лиц, влияющих на соответствие и результативность функционирования ее СМК;
b) обеспечивать компетентность этих лиц благодаря соответствующему образованию, подготовке и опыту работы;
c) оценивать результативность предпринятых действий, направленных на приобретение необходимой компетентности;
d) сохранять документированную информацию как свидетельство достигнутой компетентности.
Требования к компетентности персонала зависят от содержания выполняемых им работ. В соответствии со структурой разделов стандарта ISO 9001:2015 работа персонала осуществляется в основном в четырех областях:
1. Установление области применения СМК и создание базовой сети процессов для выпуска продукции и оказания услуг по профилю деятельности организации (раздел 4).