Согласно ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожар — это «неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства» [2].
Таким образом, законодатель сформулировал суть угрозы от пожара, определив содержание важнейшего направления безопасности. Императивное же значение положений закона заключено в бескомпромиссном с точки зрения нормативной семантики словосочетании — «требования пожарной безопасности», которые, по мнению законодателя, заключаются в специальных условиях социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности. В свою очередь, под нарушением требований такой безопасности следует понимать невыполнение или ненадлежащее выполнение соответствующих требований [2, ст. 1].
Кроме этого, противопожарное законодательство России содержит нормативное определение еще ряда понятий (например, «противопожарный режим», «меры пожарной безопасности»), которыми следует оперировать в случаях юридической квалификации пожарных деликтов.
Очевидно, что названные нормативные правовые средства не являются самодостаточными в правовом механизме обеспечения пожарной безопасности, как и закон «О пожарной безопасности» в целом, включая все многообразие взаимосвязанных актов, действующих как на законодательном, так и на подзаконном уровне1 . Неизменно и то, что этот нормативный правовой массив кроме регламента разнообразных противопожарных мер и средств, включающих социальные, технические, организационные, надзорно-контрольные и другие, должен обеспечить правильную юридическую квалификацию при выявлении признаков административных деликтов и преступлений, причиняющих вред общественным отношениям в области соблюдения норм и правил пожарной безопасности. Соответствующие же положения административного и уголовного законодательства сформулированы как бланкетные, то есть корреспондирующие при их применении с нормами и правилами, находящимися за пределами данных отраслей права.