Для человека угарный газ — сильнейший яд. Поступая в организм при дыхании, он проникает из легких в кровеносную систему, где соединяется с гемоглобином (HbCO). В результате кровь утрачивает способность переносить и доставлять тканям кислород, и организм очень быстро начинает испытывать его недостаток. В первую очередь страдает головной мозг, но возможно поражение и других органов — в зависимости от общего состояния здоровья. По старинной пословице: «Где тонко, там и рвется».
Следует помнить, что если в воздухе содержится даже небольшое количество СО, примерно 0,1 %, после длительной его ингаляции может наступить смертельный исход (из-за накопления карбоксигемоглобина в крови).
Явление носит название «гемическая гипоксия» — резкое снижение кислородной емкости, невозможность присоединения эритроцитов к гемоглобину. Это приводит к тканевой (гистотоксической) гипоксии. Угарный газ также оказывает непосредственное токсическое воздействие на клетки.
При вдыхании угарный газ связывается с миоглобином миокарда, увеличивая риск депрессии и гипотонии (нарушения сократительной способности) сердечной мышцы. Это нарушает кровоснабжение и доставку кислорода другим органам, усугубляет гипоксию тканей.
Повреждение органов и систем вызвано:
• гипоксией в наиболее чувствительных к кислородной недостаточности структурах — головном мозге и сердечной мышце из-за инактивации гемоглобина угарным газом;
• подавлением дыхания в митохондриях.
Головной мозг потребляет 20 % кислорода, поступающего в организм. Через 3 минуты гипоксии происходит повреждение и гибель нейронов. Отравление СО вызывает активацию тромбоцитов, образование свободных радикалов, перекисное окисление липидов в мозге. Это приводит к острому повреждению мозговых тканей.
Средняя концентрация СО в атмосфере обычно ниже 0,001 %. Показатель выше в городах с развитой транспортной инфраструктурой. Максимальные уровни фиксируются в закрытых гаражах, поскольку окись углевода — составной компонент автомобильных выхлопов. Поэтому отравления нередко возникают в автопарках с недостаточной вентиляцией и плохим проветриванием, в тоннелях большой протяженности.