Туеса, уфтюжская роспись С. Зеленцовой
Уфтюжская роспись относится к группе северодвинских росписей (борецкой, пучугской, тоемской, пермогорской, ракульской и уфтюжской), центры которых расположены в среднем течении Северной Двины. Названа так по селу Верхняя Уфтюга, в окрестностях которой (деревни Якшаково, Ново-Андреевская, Черная Грязь) бытовал промысел.
Уфтюжский бурачный промысел возник в середине последней четверти XIX века, уфтюжская роспись изначально создавалась для росписи туесов и лукошек и только затем перекочевала на прялки и бытовые предметы. Возникновение промысла связывают с переселением в глухие северодвинские места староверческого населения сначала после реформ патриарха Никона, затем после разгрома Выгорецкого общежительства.
Наша справка
Зеленцова Светлана
Родилась в г. Рубцовске Алтайского края. Окончила Томский государственный университет по специальности «математика» (1995 г.) и Университет Российской академии образования по специальности «художник-педагог» (2008 г.). Работала как дизайнер и иллюстратор. В 2010 г. увлеклась русской народной росписью и обучалась у мастера росписи Наины Величко. В настоящее время проводит курсы по уфтюжской росписи в Москве.
Мастера сами изготавливали, расписывали туеса, лукошки, набирухи и везли на продажу в Красноборск, Великий Устюг, Архангельск и даже в Москву. Туеса расходились как горячие пирожки, так как в быту это была необходимая вещь: в бурак можно наливать жидкости, засаливать грибы, замачивать морошку или клюкву, молоко в нем не скисает. В туесах хранили сыпучие продукты. Так что продажа туесов имела прежде всего экономическое обоснование, помогала заработать и прокормить семью. А расписанные туеса украшали крестьянские избы, и их тоже охотно покупали.
Уфтюжские туеса в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
До революции мастера занимались росписью индивидуально, артели стали создаваться уже после революции. В начале 30-х годов на Уфтюге была образована бурачная артель, в создании которой принимал участие известный мастер А.Д. Кувакин, возглавлял ее в довоенное время другой известный мастер — Н.Д. Трапезников. Известно, что сам он расписывал в зимнее время до 300–400 туесов. Артель работала до 1946 г. Бурачный промысел естественным путем был приведен в упадок уже к 50-м годам. Возрождение росписи в 60-е и последующие годы связано уже с научным интересом к ней и активными усилиями искусствоведов и популяризаторов росписи: Н.А. Федоровой-Дылевой, В.М. Вишневской, Н.В. Тарановской, В.Н. Полуниной, Ю. Арбата, О.В. Алексеевой. Сейчас как такового промысла нет, но в настоящее время наблюдается возрастающий интерес к народным промыслам и все больше людей начинают знакомиться с уфтюжской росписью.
Слева: верхнеуфтюжская прялка (мастер А.Д. Кувакин), справа: прялка деревни Слободы. Обе прялки из школьного музей села Верхняя Уфтюга
Обязательно нужно сказать, что существовало два центра уфтюжской росписи, не похожих друг на друга: один в деревне Слободе, которая находилась в 40 верстах от самой дальней деревни по речке Уфтюге — деревни Куликово. Другой — в окрестностях села Верхняя Уфтюга, главным образом в деревнях Ново-Андреевской и Якшаково. Сейчас, говоря об уфтюжской росписи, чаще всего имеют в виду туесную роспись, промысел которой процветал во втором центре — в окрестностях села Верхняя Уфтюга. В искусствоведческой литературе (классификацию ввела Н.В. Тарановская) эта роспись получила название «верхнеуфтюжской», чтобы отличать от прялок деревни Слободы. Но сейчас роспись повсеместно называют уфтюжской, и именно об этой росписи идет речь в данной статье.
Основной сюжет уфтюжской туесной росписи: Древо-веточка и стоящая рядом птичка-кутенька. Древо часто рисуют с тремя корнями, и в большинстве случаев на Древе расцветает тюльпан. Тюльпаны характерны для всех северодвинских росписей, но в уфтюжской росписи это главный цветок. Исследователь росписи В. Полунина называет этот цветок одолень-травой — цветком из русских волшебных заговоров.
Одолень-трава!
Одолей ты злых людей:
Лихо бы на нас не думали,
Скверного не мыслили…
Уфтюжские тюльпаны
(Цитата по: Полунина, В. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. — Москва : [б. и.], 1989).
Мастера называли тюльпаны «котлами». Тюльпан — неслучайный цветок для русского искусства. Тюльпаны, напоминающие древнегреческие крины-лилии, мы встречаем повсеместно: в вышивках, скани, эмалях, изразцах. «Крин» — лилия в переводе с греческого. Крины пришли к нам из Византии и заняли прочное место в древнерусском орнаментальном декоре. В Византии крин-лилия заменила ближневосточную пальметту на вершине мирового древа, или древа жизни, и получила новое смысловое наполнение: символ Благовещения, обновления мира (по Буткевич, Л. История орнамента. — Москва : [б. и.], 2014).
Расписывая туеса, мастер на одной стороне рисовал Древо-веточку, а с другой стороны — птицу. Чаще всего рисовали тетерок с характерной длинной шеей или маленьких птиц, похожих на жаворонков. Есть единичные случаи изображения петуха, цапли и других птиц. Тетерки и жаворонки — значимые птицы, они первыми возвращаются после холодной зимы. На Русском Севере на 22 марта выпекают обрядовые изделия из теста — тетерок и жаворонков, закликают зиму:
Тетерки, жаворонки — прилетите,
Теплую весну принесите!
Нам зима-то надоела
Все хлеба у нас поела.
Уфтюжская роспись относится к типу живописно-графических: сочетание свободного кистевого мазка и графических элементов. Исследователь росписи В.М. Вишневская назвала уфтюжскую роспись «кистевой каллиграфией». И это сочетание сочных кистевых мазков и изящной каллиграфической линии, которая не повторяет контуры мазка (как в северодвинских графических росписях), а самостоятельно живет на «холсте» — есть отличительная черта и визитная карточка уфтюжской росписи.
Другой важной чертой следует считать наличие свободного пространства, это не просто пустой фон, а полноправный участник росписи: роспись легкая и изящная, веточка или птица свободно размещены на плоскости.
Сама роспись выполнялась по следующей схеме. На подготовленный фон мастер кистью наносил рисунок красками, затем добавлял белильную оживку и в заключение «бросал» черной краской легкую веточку и каллиграфические элементы.
Набируха из школьного музея села Верхняя Уфтюга
Уфтюжская роспись в основном выполнялась на красных, красно-коричневых, оранжевых фонах. Часто для фона использовался свинцовый сурик, дающий красивый теплый оранжевый цвет. Иногда использовали белые, желтые и даже зеленые «земли». Сухие пигменты мастер растирал и смешивал с мучным или столярным клеем, краски получались прочные: старинные туеса поражают сохранностью красочного слоя. К сожалению, точная рецептура красок неизвестна, так как при изготовлении использовались неизвестные нам добавки. Для росписи применялись разного рода кисти. Например, для фона использовали кисть из волосков конца коровьего хвоста, для детальной росписи — куриные перья и волоски беличьего хвоста (по ст. Н.А. Федорова-Дылева «Способы украшения изделий из бересты у крестьян Русского Севера»).
Уфтюжская роспись отличается богатством колорита. Помимо бордовых, зеленых, желтых и синих красок, использовали изысканные розовые, лиловые, голубые, оливковые цвета. Расписывали в две, три и четыре краски, добавляя затем оживку и каллиграфию. В росписи много колористических приемов, что позволяет один и тот же мотив звучать каждый раз по-новому. Например, оживочный белый цвет можно заменить на любой другой, можно основным рисующим цветом сделать белый, а черный каллиграфический — бордовым.
Вообще, несмотря на общность приемов, эта роспись глубоко индивидуальна. Благодаря свободе росписи творческая манера мастера проявляется в полную силу. Каждый уфтюжский предмет — кладезь графических приемов. Зная манеру мастера, можно атрибутировать похожий по исполнению неизвестный туес.
Домик для чайных пакетов и цветочница. Роспись С. Зеленцовой
Особенно индивидуальность мастеров проявлялась в росписи прялок. Уфтюжские прялки, в отличие от прялок деревни Слободы, на продажу не делали. Расписывали их только в пода рок, поэтому эти прялки редки и всегда пользуются вниманием коллекционеров. Устоявшегося уфтюжского прялочного канона нет, это отличает их от прялок всех северодвинских центров. Даже форма прялок была разной. Но если на туесах Древо похоже на веточку, то на прялках это огромное, красивое Древо, на вершине которого часто расцветает тюльпан, а рядом были нарисованы одна, две или несколько тетерок. В прялке мастер разворачивал свой талант и доводил свою технику до совершенства.
Роспись на потертом фоне. Роспись С.Зеленцовой.
Прялочная роспись, несмотря на разность приемов и неустоявшийся канон, дает огромное количество информации для изучения и позволяет продолжить уфтюжскую роспись исходя из логики ее мастеров. Чтобы роспись не превратилась в красивое прошлое, она должна жить, развиваться. Здесь важно не навредить, не исказить смысл и художественный строй росписи до неузнаваемости.
Уфтюжская роспись уже содержит в себе много приемов, которые делают ее созвучной нашему времени: сочетание полновесных кистевых элементов, тончайших линий, изящной каллиграфии, несовпадение линии и пятна, включение пустого пространства в композицию. Это и колористическое богатство, о котором говорилось выше.
В своем творчестве я экспериментирую с колоритом и фактурами. Постоянным в моей росписи является излюбленный серо-голубой цвет. Что касается неоднотонных фактур, то мастера тоже их любили, но применяли при росписи больших форм: это имитация живописными средствами рисунка мрамора или других камней. Мастер А.Д. Кувакин имитировал фактуру камня при росписи дома П. Подболоцкого, а в 46-метровом храме Дмитрия Солунского, что в Верхней Уфтюге, сейчас хранятся остатки убранства с росписью, имитирующей отделку камнем.
Поэтому, исходя из популярности имитации различных поверхностей в крестьянской среде, можно и даже нужно пробовать современные приемы декорации. Думаю, что наши мастера, живи они в наше время, обязательно применили их.
Анализируя роспись, побывав в местах ее бытования, я создала обучающий курс, в котором упор сделан на структуру росписи, на схемы ствола Древа и законы прикрепления боковых элементов; Задача курса — научить говорить на языке «уфтюжская роспись», используя весь диапазон сюжетных, колористических и графических приемов. Обучающий курс проходит в студии «Солнце На Древе» (vk.com/uftugarosp), где, помимо курса, проходят мастер-классы, способствующие популяризации уфтюжской росписи.