По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уфтюжская роспись — бесценный дар из XIX века

Сегодня, находясь в сумасшедшем ритме XXI века, в мире виртуального общения, люди нередко заглядывают в волшебный сундук крестьянского дома, где бережно хранятся рушники, полотенца, туеса и солонки. За каждым стежком вышивки, движением резца на рубеле или росписью на прялкe скрыта цепочка смыслов и образов, переданной нам, потомкам, мудрости. Таким бесценным даром стала для меня уфтюжская роспись, заниматься которой я начала несколько лет назад. Тогда, в начале пути, я не предполагала, что впереди — увлекательный путь по ее детальному изучению, создание обучающего авторского курса «Уфтюжская роспись. Изучаем традицию, расписываем современность», открытие студии «Солнце На Древе». Но самое главное, впереди меня ждали открытия о содержании росписи и возрастающая уверенность, что этот бесценный дар под названием «уфтюжская роспись» мне кто-то неведомый бережно передал и завещал хранить, приумножать и передавать другим.

Уфтюжская роспись относится к группе северодвинских росписей (борецкой, пучугской, тоемской, пермогорской, ракульской и уфтюжской), центры которых расположены в среднем течении Северной Двины. Названа так по селу Верхняя Уфтюга, в окрестностях которой (деревни Якшаково, Ново-Андреевская, Черная Грязь) бытовал промысел.

Уфтюжский бурачный промысел возник в середине последней четверти XIX века, уфтюжская роспись изначально создавалась для росписи туесов и лукошек и только затем перекочевала на прялки и бытовые предметы. Возникновение промысла связывают с переселением в глухие северодвинские места староверческого населения сначала после реформ патриарха Никона, затем после разгрома Выгорецкого общежительства.

Родилась в г. Рубцовске Алтайского края. Окончила Томский государственный университет по специальности «математика» (1995 г.) и Университет Российской академии образования по специальности «художник-педагог» (2008 г.). Работала как дизайнер и иллюстратор. В 2010 г. увлеклась русской народной росписью и обучалась у мастера росписи Наины Величко. В настоящее время проводит курсы по уфтюжской росписи в Москве.

Мастера сами изготавливали, расписывали туеса, лукошки, набирухи и везли на продажу в Красноборск, Великий Устюг, Архангельск и даже в Москву. Туеса расходились как горячие пирожки, так как в быту это была необходимая вещь: в бурак можно наливать жидкости, засаливать грибы, замачивать морошку или клюкву, молоко в нем не скисает. В туесах хранили сыпучие продукты. Так что продажа туесов имела прежде всего экономическое обоснование, помогала заработать и прокормить семью. А расписанные туеса украшали крестьянские избы, и их тоже охотно покупали.

До революции мастера занимались росписью индивидуально, артели стали создаваться уже после революции. В начале 30-х годов на Уфтюге была образована бурачная артель, в создании которой принимал участие известный мастер А.Д. Кувакин, возглавлял ее в довоенное время другой известный мастер — Н.Д. Трапезников. Известно, что сам он расписывал в зимнее время до 300–400 туесов. Артель работала до 1946 г. Бурачный промысел естественным путем был приведен в упадок уже к 50-м годам. Возрождение росписи в 60-е и последующие годы связано уже с научным интересом к ней и активными усилиями искусствоведов и популяризаторов росписи: Н.А. Федоровой-Дылевой, В.М. Вишневской, Н.В. Тарановской, В.Н. Полуниной, Ю. Арбата, О.В. Алексеевой. Сейчас как такового промысла нет, но в настоящее время наблюдается возрастающий интерес к народным промыслам и все больше людей начинают знакомиться с уфтюжской росписью.

Для Цитирования:
Уфтюжская роспись — бесценный дар из XIX века. Дом культуры. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: