По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2008-02

Удовлетворенность медицинской помощью пациентов с хроническими заболеваниями

Екатерина Андреевна Григорьева аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, 410012, e-mail: vrach-katerina@mail.ru
Мария Геннадьевна Еремина соискатель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, 410012, e-mail: к.м.н.913693@mail.ru
Галина Николаевна Бочкарева старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, 410012, e-mail: bofrida@rambler.ru

Удовлетворенность населения медицинской помощью в последние годы становится важной структурной составляющей комплексной оценки деятельности здравоохранения. Удовлетворенность субъективно детерминирована, что затрудняет оценку степени удовлетворенности населения медицинской помощью. Наиболее информативным методом ее изучения признано проведение социологических опросов. В статье приводятся результаты проведенного авторами исследования удовлетворенности медицинской помощью респондентов, страдающих хроническими заболеваниями, наблюдающихся в медицинских организациях города Саратова.

Литература:

1. Сибурина Т. А., Барскова Г. Н., Лактионова Л. В. Методические подходы к исследованию удовлетворенности пациентов высокотехнологичной медицинской помощью. Социальные аспекты здоровья населения. 2013; 1: 23–37.

2. Сибурина Т. А., Индейкин Е. Н., Гусева О. А., Барскова Г. Н. Современное состояние социологических исследований в медицине и здравоохранении. — Москва: Союзмединформ. 1990: 76 с.

3. Linder-Pelz S. Social psychological determinants of patient satisfaction: a test of five hypothesis. Social Science and Medicine. 1982; 16 (5): 583–589.

4. Светличная Т. Г., Цыганова О. А., Борчанинова Е. Л. Пациенты о качестве стационарного обслуживания. СОЦИС. 2010; 7: 69–75.

5. Ващенков В. В., Петров С. В., Резванцев М. В. Выявление критериев удовлетворенности пациентов медицинскими услугами. Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением». — Москва: Фармединго. 2012: 107–108.

6. Москвина С. С., Нуженкова М. В. Оценка удовлетворенности пациентов оказанием медицинской помощи. Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением». — Москва: Фармединго. 2012: 137–138.

7. Солодовников В. П. Изучение мнения населения о качествах врача в организациях первичной медико-санитарной помощи. Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением». — Москва: Фармединго. 2012: 243–244.

8. Андриянова Е. А., Позднова Ю. А. Стратегия взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи. Вестник медицинского института РЕАВИЗ. 2013; 1: 44–47.

9. Максимова Т. М., Лушкина Н. П. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011; 3: 8–10.

10. Куницкая С. В. К проблеме удовлетворенности населения медицинской помощью. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2007; 1: 33–35.

11. Решетников А. В. Медико-социологический мониторинг: Руководство. — Москва: Медицина. 2003: 1048 с.

1. Siburina T.A., Barskova G.N., Laktionova L.V. Metodicheskiye podhody k issledovaniyu udovletvorennosti petsiyetov vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshchyu. [Methodological Approaches to Study of the Patients’ Satisfaction with High-Technology Medical Care]. Social Aspects of Public Health, 2013, No. 1, pp. 23-37.

2. Siburina T.A., Indeikin Ye.N., Guseva O.A., Barskova G.N. Sovremennoye sostoyaniye sotsiologicheskikh issledovaniy v meditsine i zdravookhranenii. [Current State of Sociological Surveys in Medicine and Healthcare]. Moscow: NPO Soyuzmedinform, 1990, 76 p.

3. Linder-Pelz S. Social psychological determinants of patient satisfaction: a test of five hypothesis // Social Science and Medicine. – 1982. – No. 16 (5). – pp. 583-589.

4. Svetlichnaya T.G., Tsyganova O.A., Borchaninova Ye.L. Patsienty o kachestve statsionarnogo obsluzhivaniya. [Patients About In-Patient Services]. SOTSIS, 2010, No. 7, pp. 69–75.

5. Vashchenkov V.V., Petrov S.V., Rezvantsev M.V. Viyavleniye kriteriev udovletvorennosti patsientov meditsinskimi uslugami. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii Sovremenniye problemy effektivnosti upravleniya zdravookhraneniem. [Identifi cation of Criteria for the Patients’ Satisfaction with Medical Services. Materials of Scientific-Practical Conference “Current Issues of Efficiency of the Healthcare Management”]. Moscow: Russian Center FARMEDINGO, 2012, pp. 107-108.

6. Moskvina S.S., Nuzhenkova M.V. Otsenka udovletvorennosti patsientov okazaniem meditsinskoy pomoshchi. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii Sovremenniye problemy effektivnosti upravleniya zdravookhraneniem. [Assessment of the Patients’ Satisfaction with Medical Care. Materials of Scientific Practical Conference “Current Issues of Efficiency of the Healthcare Management”]. Moscow: Russian Center FARMEDINGO, 2012, pp. 137-138.

7. Solodovnikov V.P. Izucheniye mneniya naseleniya o kachestvakh vracha v organizatsiyakh pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi. Materialy nauchni-prakticheskoy konferentsii Sovremenniye problemy effektivnosti upravleniya zdravookhraneniem. [Public Opinion Survey on the Doctor’s Qualities in the Primary Medical and Sanitary Help. Materials of Scientific-Practical Conference “Current Issues of Efficiency of the Healthcare Management”]. Moscow: Russian Center FARMEDINGO, 2012, pp. 243-244.

8. Andriyanova Ye.A., Pozdnova Yu.A. Strategiya vzaimodeistviya naseleniya s uchrezhdeniyami ambulatorno-poliklinicheskoy pomoshchi. [Strategy of Interaction Between the Population and Primary Out-Patient and Polyclinic Institutions]. Bulletin of the Medical Institute REAVIZ, 2013, No. 1, pp. 44-47.

9. Maksimova T.M., Lushkina N.P. Osobennosti vospriyatiya patsientami raznykh stran usloviy okazaniya meditsinskoy pomoshchi. [Peculiarities of Perception of the Medical Care Conditions by the Patients in Different Countries]. Problems of Social Hygiene, Healthcare and History of Medicine, 2011, No. 3, pp. 8-10.

10. Kunitskaya S.V. K probleme udovletvorennosti naseleniya meditsinskoy pomoshchyu. [To the Issue of the Population’s Satisfaction with Medical Care]. Issues of Healthcare Organisation and Informatisation, 2007, No. 1, pp. 33-35.

11. Reshetnikov A.V. Mediko-sotsiologicheskiy monitoring: Rukovodstvo. [Medical and Sociological Monitoring: Manual]. Moscow: Meditsina, 2003, 1048 p.

Удовлетворенность населения медицинской помощью в последние годы становится важной структурной составляющей комплексной оценки деятельности здравоохранения.

Универсальность показателя удовлетворенности заключается в том, что он включает в себя интегральную оценку всех сторон медицинского обслуживания: от возможностей и условий получения медицинской помощи, ее организации, своевременности, эффективности и качества проводимых мероприятий до психологических аспектов взаимодействия пациентов с медицинским и вспомогательным персоналом, соблюдения прав пациентов [1].

Первые работы по изучению удовлетворенности медицинской помощью появились в 1950-е гг. в США. В России социальный компонент оценки деятельности учреждений здравоохранения исследуют с 1980-х гг.

Говоря о концептуальных подходах к исследованию удовлетворенности, необходимо прежде всего уточнить предмет исследования. Авторы характеризуют удовлетворенность как средство, выражающее степень, до которой здравоохранение осуществляет надежды своих пациентов. В соответствии с классическим социологическим подходом Г. С. Казарян определяет удовлетворенность как индикатор соотношения системы потребностей и установок индивида, проявляющихся в его фактических требованиях, с оценкой возможности их реализации [2].

S. Linder-Pelz внес существенное уточнение в понимание термина удовлетворенности, определяя его как аттитюд, формирующийся под влиянием представлений пациентов о том, какими характеристиками должна обладать медицинская помощь, и личных оценок этих характеристик. При этом определяющим фактором является содержание и характер межличностных отношений, складывающихся между потребителями и поставщиками медицинских услуг [3].

До настоящего времени не выработано однозначной дефиниции удовлетворенности населения медицинской помощью, отсутствует единство взглядов на определение ее критериев и факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование удовлетворенности пациентов. Продолжается поиск необходимых и достаточных для полноты оценивания параметров и структурных компонентов удовлетворенности с учетом ее многогранности как в явном, так и скрытом видах [1].

Для Цитирования:
Екатерина Андреевна Григорьева, Мария Геннадьевна Еремина, Галина Николаевна Бочкарева, Удовлетворенность медицинской помощью пациентов с хроническими заболеваниями. ГЛАВВРАЧ. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: