По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Учить культуре мышления

Г.П. Белоконев Академия строительства и архитектуры Донского государственного технического университета (ДГТУ)
Ключевые слова:

Теоретическое решение данной проблемы сопряжено со многими трудностями. Легче познать тайны ядра атома, чем постигнуть, как писал А. Эйнштейн, загадки детской игры. Предлагаемое здесь рассмотрение осуществляется с позиций философии, а не психологии, как это делается во многих публикациях. Это тот срез анализа, который детерминируется формированием культуры мышления.

Литература:

1. Гегель Г. Наука логики. — Т. 2. — М.: Мысль, 1971. — С. 67–78.

2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М.: Политиздат, 1984. — Современные вопросы образования и воспитания // Вопросы философии. — 1974. — № 2.

3. Майор Ф. Универсальный университет // ALMA MATER. Вестник высшей школы. — 1998. — № 7.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 6. — С. 163.

5. Минасян А.М. Диалектика и софистика. — Ростов-на-Дону, 1995. — С. 22.

6. Минасян А.М. Диалектика как Логика. — Ростов-на-Дону, 1991. — С. 42–46.

Григорий Петрович Белоконев,

доцент кафедры философии и социальных наук Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета (ДГТУ)

Смысл исходных категорий, выражаемых терминами «культура» и «мышление», разрабатывается в основном культурологией и философией. На основе материала этих наук можно изложить дефиниции данных понятий. Культуру следует понимать как систему материальных и духовных ценностей, в которых опредметилась (объективировалась) деятельность разума человека, что обогащает общество материально и духовно, преодолевает в его отношениях явления дикости и варварства, вандализма и невежества. Говоря кратко, культура — это всё то, что разумно, а всё разумное — культурно. Труднее обстоит дело с дефиницией мышления. Поскольку каждый человек, действуя практически, вынужден мыслить, то внешне кажется, что это не такая уж непостижимая задача. Однако науке давно известно, что самое очевидное является в то же самое время невероятным. Поэтому существует бесконечное множество определений мышления. Кроме того, кое-кто пытается доказать наличие способности мыслить и у высших живых существ, приписывают эту способность и компьютерным системам. В принципе эти суждения строятся не на базе познания истинной сути мышления, а на основе формального совпадения операций данных систем с логикой человеческого ума.

Обобщая наиболее содержательные определения, можно сказать, что мышление есть опосредованное чувствами отражение действительности в форме представлений и понятий, идей и теорий, а также оперирование этими формами в процессе познания и практики. От способности человека постигать истину об окружающем мире и реализовывать её в практических отношениях зависит его культура ума. Чтобы сформировать эту способность, каждому индивиду требуется проявить большие усилия, целеустремлённость и терпение. Причём этот процесс не имеет границ. Он длится всю жизнь. Это означает, что культура ума не зависит от матушки-природы, от генетически наследуемых, как это утверждают ряд генетиков и психологов или философов, программ и кодов. Она — продукт освоения наличного, функционируемого мира природы и культуры, её норм и ценностей, то есть тех творений, которые при их освоении приобретают общественно полезное содержание и тиражируются, транслируются, распространяются в пространстве и во времени. Но эта деятельность осуществляется уже при помощи низшей ступени ума — рассудка. Отсюда ключевым понятием, определяющим культуру, является категория «разум», нормами которого обязан овладеть каждый психически здоровый человек. Отсюда и возникло суждение, что человек есть homo sapiens, хотя не каждый даже образованный человек овладел его логикой (логикой разума).

Для Цитирования:
Г.П. Белоконев, Учить культуре мышления. Ректор ВУЗа. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: