Основным результативным показателем предпринимательской деятельности экономического субъекта является прибыль от пользования имуществом, продажи продукции, товаров, выполнения работ или оказания услуг. Систематическое получение прибыли отмечено в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] как признак предпринимательской деятельности, связанной в зависимости от ее вида с основными фазами воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и как завершающая стадия — потребление. Определяющим средством достижения целей предпринимательской деятельности является сбыт как элемент обмена. Ф. Котлер подчеркивает, что целью сбыта является превращение объекта сбыта в деньги и удовлетворение запросов покупателей [6]. Объектом сбыта выступает произведенный продукт — готовая продукция, товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Цель исследования: анализ вариантов организации сбытовой деятельности и их влияния на постановку системы бухгалтерского учета экономического субъекта.
Задачи исследования:
1. Изучение вариантов организации сбытовой деятельности.
2. Анализ статей расходов на сбыт.
Объектом исследования выступают экономические субъекты, организующие в рамках своего функционирования сбытовую деятельность. Источниками информации послужили нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных экономистов.
Методика исследования включает следующие этапы:
1. Изучение нормативно-правовой базы и публикаций авторов в научных и учебно-методических изданиях [12, 17, 18].
2. Анализ вариантов организации сбытовой деятельности.
3. Изучение номенклатуры стаей расходов на продажу по видам деятельности экономического субъекта.
При анализе материалов, обосновании выдвигаемых предложений использовался системный подход к изучению темы исследования, a также общенаучные методы: наблюдение, обобщение, группировка, сравнительный анализ, графический, табличный.
Исследование показало, что на законодательном уровне нет закрепленных понятий «сбыт» и «сбытовая деятельность», что вызывает затруднение идентификации данной дефиниции. Данные термины рассматриваются в экономической литературе как синонимы коммерческой деятельности, но сбыт — это лишь один из основных видов коммерческой деятельности, так как она охватывает не только сбыт продукции изготовителями, оптовую и розничную торговлю, но и закупки сырья, материалов, оборудования и транспортные расходы экономических субъектов. Для разграничения сбытовой деятельности от других видов деятельности необходимо применять критерий ее основного содержания — главную цель деятельности. Таким образом, сбытовая деятельность экономического субъекта — это этап коммерческой деятельности, осуществляемый после завершения заготовления или производства, включающий продажу продукции и товаров покупателю, доставку их потребителю, послепродажное обслуживание.