По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637 ВАК 08.00.12

Учетно-аналитическая основа управления синергетическим эффектом в субъектах малого бизнеса строительной отрасли

Зимакова Лилия Александровна д-р экон. наук, профессор кафедры инновационной экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (ФГБОУ ВО «НИУ БелГУ»), 308015, Белгород, ул. Победы, д. 85, E-mail: Zimakova@bsu.edu.ru
Коваленко Светлана Николаевна канд. экон. наук, доцент Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», E-mail: SwKow@yandex.ru

Вопросы многосторонней прогнозной оценки возможного дохода являются актуальными для всех организаций. Строительная сфера деятельности характеризуется специфическими особенностями и рисками, поэтому в качестве объектов исследования были выбраны хозяйствующие субъекты данной отрасли. В данной статье рассматривается возможность интегрированного подхода к использованию математических методов и бухгалтерских принципов построения модели развития хозяйствующего субъекта, реализуемой в форме балансового отчета. В процессе исследования были определены этапы формирования учетно-аналитической основы, обеспечивающей построение прогнозных балансовых отчетов, используемых для оценки различных направлений получения синергетического эффекта.

Литература:

1. Аксенова Е.А. Бухгалтерский инжиниринг в управлении ресурсами и экономикой предприятия // Российское предпринимательство. — 2011. — С. 107–112.

2. Aldin L. Semantic discovery and reuse of business process patterns / School of Information Systems, Computing and Mathematics Brunel University. — 2010. — file:/// D:/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%/Downloads/FulltextThesis.pdf.

3. Богатая И.Н., Ивашиненко Л.О. Стратегический учет как перспективное направление развития бухгалтерского учета // Учет и статистика. — 2008. — № 12. — С. 13–19.

4. Damodaran A. Damodaran on Valuation: Security Analysis for Investment and Corporate Finance. John Wiley and Sons, 2006.

5. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / П. Дойль / Пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб., 2001.

6. Друри К. Управленческий и производственный учет / Пер. с англ. В.Н. Егорова. — 6-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Higgins R., Schall L. Corporate Bankruptcy and Conglomerate Mergers // Journal of Finance, 1975, 30, 93–113.

8. Каплан Р., Нортон Д. Стратегическое единство. Создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. — М.: ИД «Вильямс», 2006.

9. Bentley K.A., Omer T.C., Sharp N.Y. Business Strategy, Financial Reporting Irregularities, and Audit Effort // Contemporary Accounting Research. — 2013, 30, 2, 780–817.

10. Koller T., Goedhart M., Wessels D. Valuation — Measuring and Managing the Value of Companies. John Wiley & Sons. — 2005.

11. Kruehler M., Pidun U., Rubner H. How to assess the corporate parenting strategy? A conceptual answer. Journal of Business Strategy J Vol. — 2012, 33, 4, 4–17.

12. Кузнецова Л.Н. Отражение синергетического эффекта бенчмаркинга в бухгалтерском учете // Учет и статистика. — 2011. — № 23. — С. 28–34.

13. Zimakova L., Tsiguleva S. Conceptual Framework for Creation of International Financial Accounting Models ASIAN social science. — 2015, 8, 141–149.

14. Walton P., Haller A., Raffourner B. International Accounting / Thomson. London. — 2003.

15. Wolmarans Н., Meintjes Q. Financial management practices in successful small and medium enterprises (SMES) / SAJESBM (The Southern African Journal of Entrepreneurship and Small Business Management). — 2015, 7, 88–149.

16. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

17. Oana M.I., Moisescu F., Miha C. Planning Financial Growth of the Company between Limits and Constraints / The annals of Dunărea de Jos university of galati. — 2009, 589–597. https://mpra.ub.uni-muenchen.de/25372/1/MPRA_paper_25372.pdf.

18. Pekuri А., Pekuri L., Haapasalo H. The Role of Business Models in Finnish Construction Companies / Australasian Journal of Construction Economics and Building — 2013, 13 (3), 13–23.

19. Савельева И.В. Совершенствование системы планирования наукоемкого предприятия на примере ОАО «ГРПЗ» с учетом синергетического подхода // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2012. — № 1–1. — С. 22–25.

20. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: в 2-х т. / Пер. с англ.; под ред. В.М. Гальперина, Н.А. Зенкевича. — Экономическая школа, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Высшая школа экономики, 2000.

21. Shank J., Govindarajan V. Strategic Cost Management: The Value Chain Perspective // Journal of Management Accounting Research, Fall. — 1992, 4, 179–197.

22. Флек М.Б., Богуславский И.В., Угнич Е.А. Управление синергетическими эффектами — основной драйвер развития предприятия в современных условиях // Вестник Донского государственного технического университета. — 2014. — № 14.4 (79). — С. 203–209.

23. Ханова А.А. Синергетический эффект управления организацией на основе сбалансированной системы показателей // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2010. — № 4. — С. 36–41.

1. Aksenova E.A. Accounting engineering in the management of resources and the economy of the enterprise // Journal of Russian entrepreneurship, 2011, 107–112.

2. Aldin L. Semantic discovery and reuse of business process patterns / School of Information Systems, Computing and Mathematics Brunel University. — 2010, file:/// D:/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%/Downloads/FulltextThesis.pdf.

3. Bogataya I.N., Ivashinenko L.O. Strategic accounting as a promising direction of accounting development // Accounting and Statistics, 2008, 12, 13–19.

4. Damodaran A. Damodaran on Valuation: Security Analysis for Investment and Corporate Finance. John Wiley and Sons, 2006.

5. Doyle P. Cost-oriented marketing. Doyle., trans. from English; edited by Yu.N. Kapturevsky. — SPb., 2001.

6. Drury K. Managerial and production accounting: per. s engl. V.N. Egorov-6th ed. — M.: UNITY-DANA, 2007.

7. Higgins R., Schall L. Corporate Bankruptcy and Conglomerate Mergers // Journal of Finance, 1975, 30, 93–113.

8. Kaplan R., Norton D. Strategic unity. Creating organizational synergy through a balanced scorecard. Publishing house: Williams — 2006.

9. Kathleen A. Bentley, Thomas C. Omer, Nathan Y. Sharp. Business Strategy, Financial Reporting Irregularities, and Audit Effort / Contemporary Accounting Research. — 2013, 30, 2, 780–817.

10. Koller T., Goedhart M., Wessels D. Valuation — Measuring and Managing the Value of Companies. John Wiley & Sons. — 2005.

11. Kruehler M., Pidun U., Rubner H. How to assess the corporate parenting strategy? A conceptual answer. Journal of Business Strategy J Vol. — 2012, 33, 4, 4–17.

12. Kuznetsova L.N. Reflection of the synergetic effect of benchmarking in accounting. Accounting and statistics. — 2011, 23, 28–34.

13. Zimakova L., Tsiguleva S. Conceptual Framework for Creation of International Financial Accounting Models ASIAN social science. — 2015, 8, 141–149.

14. Walton P., Haller A., Raffourner B. International Accounting / Thomson. London. — 2003.

15. Wolmarans N., Meintjes Q. Financial management practices in successful small and medium enterprises (SMES) / SAJESBM (The Southern African Journal of Entrepreneurship and Small Business Management). — 2015, 7, 88–149.

16. Nikolaeva O.E., Alekseeva O.V. Strategic management accounting. — M.: Unitorialal URSS. — 2003.

17. Oana M.I, Moisescu F., Miha C. Planning Financial Growth of the Company between Limits and Constraints / The annals of Dunărea de Jos university of galati. — 2009, 589– 597 https://mpra.ub.uni-muenchen.de/25372/1/MPRA_paper_25372.pdf.

18. Pekuri A., Pekuri L., Haapasalo H. The Role of Business Models in the Finnish Construction Companies / Australasian Journal of Construction Economics and Building — 2013, 13 (3) 13–23.

19. Savel’eva I.V. Improvement of planning knowledge-intensive enterprises on the example of JSC “rsie” based on synergistic approach / Economics and management: analysis of trends and development prospects. — 2012, 1–1, 22–25.

20. Tyrol J. (2000) Markets and market power: the theory of industrial organization (in 2 volumes): Per s ang / Ed. by V.M. Galperin, N.A. Zenkevich. — School of Economics, St. Petersburg State University of Economics and Finance, Higher School of Economics. — 2000.

21. Shank J., Govindarajan V. Strategic Cost Management: The Value Chain Perspective // Journal of Management Accounting Research, Fall. — 1992, 4, 179–197.

22. Fleck M.B., Boguslavsky I.V., Ugnich E.A. Management of synergetic effects — the main driver of enterprise development in modern conditions Bulletin of the Don State Technical University. — 2014, 14, 4 (79), 203–209.

23. Khanova A.A. Synergetic effect of organization management on the basis of a balanced system of indicators // Caspian Journal: Management and High Technologies. 2010, 4, 36–41.

Динамичные изменения экономических условий предопределяют необходимость поиска новых возможностей развития бизнеса и получения дополнительных прибылей. При этом учитываются как внешние, так и внутренние резервы. Крупные компании уже получают, а субъекты малого предпринимательства только ищут пути получения эффекта от взаимодополняемости подразделений и служб, применения партисипативного стиля управления, использования общих ресурсов, освоения новых продуктов и всего другого, что создает синергетический эффект. Несколько лет назад в России активно развивался строительный бизнес, он без особых усилий приносил большие прибыли, но сегодня ситуация изменилась. Высокая конкуренция, изменение подходов к выбору подрядчиков и кредитной политики банков, недостаток собственного капитала, снижение реальных доходов населения и некоторые другие причины оказали влияние на проблемы получения прибыли в этой отрасли.

Возможность возникновения синергетического фактора предполагается при стечении определенных обстоятельств, очень часто она выражается в экономии затрат, росте рыночных цен, в связи с чем проблема оценки синергетического эффекта на фоне всеобщего поиска синергизма приобретает особую актуальность.

Цель исследования: разработка этапов анализа направлений получения синергетического эффекта и построения прогнозных балансовых отчетов, позволяющих объективно оценить предполагаемый результат, на основе использования математических методов и бухгалтерских принципов.

Задачи исследования: определение возможностей получения и критериев оценки синергетического эффекта, обоснование математического аппарата оценки отличительных особенностей субъектов малого предпринимательства строительной сферы, разработка этапов построения прогнозных балансовых отчетов, сочетающих в себе математические принципы и принципы бухгалтерского учета.

В основе исследования лежит изучение научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, посвященных формированию прогнозных балансовых отчетов. В процессе решения поставленных задач были выявлены специфические отраслевые особенности строительной сферы и субъектов малого предпринимательства, оказывающие влияние на их функционирование в современной бизнес-среде и на возможности получения синергетического эффекта, определены математические методы, обеспечивающие правильность оценки зависимости критериев оценок выбранных для исследования организаций, выявлены направления получения синергетического эффекта и сформированы этапы построения прогнозного производного балансового отчета.

Для Цитирования:
Зимакова Лилия Александровна, Коваленко Светлана Николаевна, Учетно-аналитическая основа управления синергетическим эффектом в субъектах малого бизнеса строительной отрасли. Бухучет в строительных организациях. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: