Статья поступила 23 июня 2019 г.
В современных условиях государство выделяет значительные бюджетные целевые средства на развитие агропромышленного комплекса. Для эффективного их использования необходима рациональная организация бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности с учетом отраслевых особенностей. Адаптация бухгалтерского учета целевой государственной помощи к формату МСФО является важным этапом развития бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности применительно к аграрной отрасли. Многие его теоретические и практические аспекты остаются проблемными.
Реформирование бухгалтерского учета и отчетности, переход на МСФО, практические проблемы предопределили критический анализ положений учета, раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о государственной помощи в формате РСБУ и МСФО, поиск путей их гармонизации.
В экономико-финансовых аспектах целевое финансирование в части государственной помощи, по нашему мнению, следует рассматривать как особую часть капитала (целевого) организаций АПК, которая имеет важное значение в обеспечении финансовой устойчивости и наращивании их потенциала, особенно экспортного. Бюджетное субсидирование создает определенный финансовый запас экономической безопасности. За счет этого источника сельскохозяйственные товаропроизводители получают возможность ослаблять и выравнивать финансовые последствия ценовых диспропорций в бизнес-процессах. Однако целевое финансирование не включается в состав собственного или заемного капитала и занимает некое промежуточное положение как целевой субсидированный капитал [12].
Рассматривая бюджетное целевое финансирование как объект бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, следует отметить ряд проблем теоретического и практического характера, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, до сих пор отсутствует определение государственной помощи в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, за исключением формата МСФО.