По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637 ВАК 08.00.12

Учет труда медицинских работников и его оплаты

Зацаринная Елена Ивановна канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e‑mail: e29175z@yandex.ru
Проданова Наталья Алексеевна д‑р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e‑mail: prodanova‑00@mail.ru

В статье поднимается одна из наиболее обсуждаемых на сегодня тем — зарплата работников медицинских учреждений. Авторами раскрыты особенности системы оплаты труда работников здравоохранения; затронуты вопросы, связанные с отражением в учете расходов на оплату труда работников медицинских организаций. Исследование основано на изучении действующей нормативно-правовой базы, регулирующей порядок учета труда и его оплаты в сфере здравоохранения. В процессе исследования использованы общенаучные методы: анализ и синтез, систематизация.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.

2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_79087/.

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/.

4. Решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12 «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315592/#dst100006.

5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97378/.

6. Интернет-ресурс Профсоюза медицинских работников Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.przrf.ru/.

Вопросы оплаты труда занимают особое место в регулировании труда и трудовых отношениях в сфере здравоохранения. Так как медицинский персонал относится к бюджетной сфере, то специфика данного вопроса связана еще с тем, что фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений здравоохранения утверждается на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от деятельности, приносящей доход.

Актуальность проблемы зарплат медработников определяется:

— нехваткой квалифицированных кадров (за период с 2013-го по 2018 год количество врачей, по данным Росстата, сократилось в России на 3,3%, а младшего медицинского персонала — на 56,5%);

— недобором учеников в профильных вузах;

— отсутствием узких специалистов (дефицит от 14 до 69%);

— оттоком профессионалов из страны.

Решение вопроса повышения доходов медработников было обозначено в майских указах президента в 2012 году. Согласно распоряжению В.В. Путина заработную плату медицинских работников должны были довести до уровня:

— 200% средних региональных доходов для врачей и квалифицированного медицинского персонала с высшим образованием;

— 100% — для медицинских работников, относящихся к среднему и младшему персоналу.

Но к концу 2018 года даже средние заработные платы медиков по России не приблизились к указанным параметрам. Произошла существенная дифференциация в доходах медперсонала, особенно ощутимая на уровне регионов, что свидетельствует о неравноправном отношении к труду работников медицинской сферы.

Так, например, размер среднемесячной заработной платы на одного работника в здравоохранении за девять месяцев 2018 года составил 40 698,8 руб. (по данным Росстата), что на 24% выше показателя за 2017 год. Если сопоставлять размер среднемесячной заработной платы по регионам за девять месяцев 2018 года, то уровень ее колебаний составляет от 24 381,1 руб. (Кабардино-Балкарская Республика) до 85 174,0 руб. (г. Москва). При этом в 67 субъектах РФ из 81 уровень средней заработной платы ниже общероссийского показателя в сфере здравоохранения, что составляет 82% от общего их числа. На рисунке видно, что в четырех федеральных округах РФ наблюдается отставание от общероссийского показателя размеров среднемесячной заработной платы по здравоохранению.

Для Цитирования:
Зацаринная Елена Ивановна, Проданова Наталья Алексеевна, Учет труда медицинских работников и его оплаты. Бухучет в здравоохранении. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: