Аптеки продают товар фармацевтического направления и независимо от формы собственности ведут учет операций по их движению в своей аналитической системе. Разнообразие ассортимента не вызывает каких-либо особенностей в использовании учетных инструментов для признания выручки от реализации или списании себестоимости продаваемых лекарственных средств и медицинских изделий, начислении торговой наценки и суммы НДС. Отличие — в применении плана счетов бухгалтерского учета для коммерческих продавцов и организаций государственного сектора. При этом принципы формирования торговой наценки действуют в большинстве аптек одинаково, однако в мелких фирмах это делают продавцы, а в крупных сетях — маркетологи. В любом случае формирование продажной цены чаще всего опирается на покупательную способность населения и сезонность заболеваний. Уменьшение общего количества субъектов в аптечной отрасли обусловлено захватом большей доли рынка компаниями федерального уровня. При этом в структуре аптечного ассортимента растет доля российских производителей, что не сказалось, к сожалению, на снижении розничных цен на лекарственные препараты и медицинские средства.
Цель исследования: изучение организации учета товаров аптечными учреждениями с учетом особенностей формирования розничных цен.
Задачи исследования: оценка подходов формирования розничных цен на торговый ассортимент в аптечных сетях и отражение операций по движению товаров в бухгалтерском учете с использованием двойной записи.
Материалы, методы и условия проведения исследования: изучение опубликованных материалов экспертов в области ценообразования в аптеках, нормативных актов по государственному регулированию цен на лекарственные средства, инструкций по применению плана счетов в коммерческом и бюджетном учете.
Особенности установления цены на аптечные товары
Лекарственные средства продают государственные и частные аптеки, поэтому учет их перепродажи зависит именно от формы собственности. За последние 10 лет количество фармацевтических организаций сократилось в среднем по регионам на 24%. При этом объем розничной продажи фармацевтических, медицинских препаратов и товаров аптечного ассортимента вырос на 59%. В структуре продаж на лекарственные препараты приходится 75%, на медицинские изделия — 9,8%, на очковую оптику — 3,2%, на парафармацевтическую продукцию и средства гигиены — 9%, на БАДы — 3%. В составе наиболее продаваемых товаров — лекарственных препаратов — на российского товаропроизводителя приходится 64%, на иностранного производителя — 36%.