По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61, 08.00.10

Учет операционной аренды в организациях государственного сектора

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ) Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, iD 0000–0003–1144–6019, e-mail: 22969@mail.ru

В статье рассмотрено практическое применение Федерального стандарта «Аренда» для организаций государственного сектора. Рассмотрен порядок отражения на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операционной аренды. Приведены примеры учета операционной аренды и на их основе даны комментарии по практическому применению стандарта. Данные требования учтены в сопоставлении с правилами других нормативных документов.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда”» // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.

2. Приказ Минфина России от 19.03.2019 № 45н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019–2021 годы».

3. Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда” (СГС “Аренда”)» // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.

4. Герасимова, Л.Н. Учет арендных отношений в государственных (муниципальных) учреждениях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 5 (168). — С. 4–15.

Арендные отношения в СГС «Аренда» рассматриваются как получение во временное пользование материальных ценностей по договору аренды либо по договору безвозмездного пользования с классификацией аренды на операционную и неоперационную (финансовую).

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 н, учрежден счет 011100000 «Права пользования активами» с целью учета объектов операционной аренды (подп. 151.1, 151.2).

При этом механизм отражения фактов хозяйственной жизни с объектами учета операционной аренды (в частности, с правами пользования активами) определен СГС «Аренда»; конкретные примеры приведены в Методических указаниях по применению СГС «Аренда», разработанных в целях обеспечения методологического сопровождения применения стандарта (письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02–07–07/83464) [1; 3].

Операционная аренда чаще всего встречается в ходе финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора. В связи с этим рассмотрим более подробно порядок учета операций в рамках данной аренды.

Операционной арендой считается такая аренда, при которой срок пользования имуществом значительно меньше срока полезного использования, указанного при предоставлении такого имущества, а общая сумма арендных платежей ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества (п. 12 СГС «Аренда») (рис. 1).

Основные объекты учета при операционной аренде различаются в зависимости от стороны аренды:

— арендатор имущества (принимающая сторона);

— арендодатель имущества (передающая сторона).

Арендатор при операционной аренде отражает в бухгалтерском учете объекты, представленные в таблице 1.

Кроме того, в целях отражения с 1 января 2018 года расчетов и доходов по операционной аренде предусмотрены новые аналитические счета, разработанные с учетом дополнительной детализации кодов КОСГУ, в частности:

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Учет операционной аренды в организациях государственного сектора. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: