Как известно, учреждения здравоохранения относятся к организациям государственного сектора, на которые распространяется действие федерального стандарта бухгалтерского учета «Обесценение активов» [4], утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н. Указанный документ начиная с 1 января 2018 года устанавливает принципиально новые для вышеназванных организаций требования по выявлению и отражению обесценения их активов. Исследуем основные правила учета обесценения активов организаций государственного сектора (прежде всего учреждений здравоохранения).
Согласно СГС «Обесценение активов» в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой организацией в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется выявление признаков обесценения активов. При этом под обесценением актива в стандарте понимается снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение его стоимости в связи с владением (использованием) таким активом (нормальным физическим и (или) моральным износом), связанное со снижением ценности актива.
Обратим внимание на то, что указанный стандарт не распространяется на учет обесценения запасов, финансовых активов и других активов в случаях, когда порядок их обесценения регламентируется иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора. Таким образом, СГС «Обесценение активов» применяется в первую очередь в отношении учета обесценения завершенных нематериальных активов, основных средств (в состав которых одноименным федеральным стандартом включена инвестиционная недвижимость), непроизведенных активов и незавершенных вложений в перечисленные объекты.
В соответствии с СГС «Обесценение активов» выявление обесценения актива производится путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможность такого обесценения. Данные признаки систематизированы в таблице 1.
Следует отметить, что анализ приведенных в таблице 1 признаков обесценения, согласно вышеназванному федеральному стандарту, должен производиться индивидуально для каждого актива нГДП, каждого актива ГДП и для каждой отдельной единицы ГДП (единицы, генерирующей денежные потоки). Под последней в указанном документе понимается наименьшая идентифицируемая группа активов, пригодная для получения положительных денежных потоков. Группа активов идентифицируется как единица ГДП, если из общего денежного потока, полученного в рамках деятельности организации, можно обособить денежный поток, возникающий в результате использования этой группы активов. При этом группа активов в стандарте определяется как совокупность активов, сходных по сути или функциям, выполняемым в деятельности организации, информация о которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности одной статьей (обобщенно). Также в стандарте уточняется, что единица ГДП объединяет как активы, от самостоятельного использования которых ожидаются поступления полезного потенциала и целью владения которыми не является получение денежных потоков, так и активы, при самостоятельном использовании которых возможно получение положительного денежного потока (далее — актив в ЕГДП, генерирующий денежные потоки).