Любая общественно полезная деятельность подлежит оценке и учету. В целях обеспечения информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в России разработан Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»1.
Статистический учет осуществляется путем документирования информации о количественной стороне социальных, экономических, демографических и других общественных процессов в Российской Федерации субъектами официального статистического учета, к которым относятся федеральные органы государственной власти, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и другие органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности.
Для формирования статистического учета используются сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета (федеральное статистическое наблюдение). Первичные статистические данные — документированная информация, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Пользователями этого учета являются государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики.
Не является исключением в этом плане и правоохранительная деятельность. В настоящее время единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета определен приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России «О едином учете преступлений»2. Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации преступлений и иных объектов учета.