По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.2

Учет библиотечного фонда в образовательных учреждениях

Супроткина В.И. доцент Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 107996, Москва, ул. Кибальчича, д. 1 E-mail: suprotkina@list.ru

Библиотечный фонд образовательных учреждений — это совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях обеспечения учебного процесса и (или) научной деятельности образовательного учреждения. Но образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие книги приходят в негодность, поэтому требуется постоянное обновление литературы. Главной задачей школьных библиотек является формирование библиотечных фондов и обеспечение учащихся литературой. Учет библиотечных фондов имеет свои особенности, которые и будут рассмотрены в данной статье.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изм. и доп.) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www. сonsultant.ru.

3. Постановление Минтруда России от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

4. Приказ Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

5. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (с изм. и доп.) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

6. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

7. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http:// www.сonsultant.ru.

8. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

9. Качкова О.Е., Клепикова Л.В., Кришталева Т.И., Супроткина В.И., Святковская Е.Ю. и др. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: Монография. — М.: Кнорус, 2015.

Под библиотекой понимается информационное культурное образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Деятельность любого образовательного учреждения невозможна без наличия библиотечного фонда. Ведь обеспеченность обучающихся литературой является одним из обязательных требований для лицензирования, аттестации и аккредитации учебного заведения. И вообще образование невозможно без чтения учебников, книг, журналов, газет и иных изданий. Поэтому бухгалтеры всех образовательных учреждений сталкиваются с проблемой учета библиотечного фонда.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Учет документов библиотечного фонда является основой отчетности и планирования деятельности библиотеки, способствует обеспечению его сохранности.

Учет библиотечного фонда включает регистрацию поступления документов в библиотечный фонд, их выбытия из фонда, итоговые данные о величине (объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда.

К ведению учета библиотечного фонда предъявляется ряд требований: полнота и достоверность учетной информации; оперативность; документированное оформление каждого поступления в фонд и каждого выбытия из фонда; совместимость приемов и форм учета, их надежность при параллельном использовании традиционной и автоматизированной технологий учета; соответствие номенклатуры показателей учета фонда аналогичным показателям государственной библиотечной статистики.

Для Цитирования:
Супроткина В.И., Учет библиотечного фонда в образовательных учреждениях. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: