Министерство финансов 16.10.2018 утвердило приказ № 208 н, согласно которому был утвержден новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». В указанном стандарте отображаются законодательные основы ведения учета в организациях, предоставляющих аренду активов, и организациях, использующих арендованные активы. Кроме этого, в положении указываются пути и способы отображения информации по данному виду деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» представляет собой принципиально новый нормативный акт, который устанавливает условия создания пакетов данных учета об активах организации, предоставленных во временное пользование за определенную оплату, а также алгоритм отображения этих данных в отчетности.
Разработка данного документа велась на основе нового МСФО (IFRS) 16 «Аренда». Совет по МСФО в процессе разработки не планировал вводить существенные изменения в систему учета аренды и отражения ее в отчетности арендодателя [4]. МСФО 16 «Аренда» по-прежнему классифицирует аренду на операционную и финансовую.
Существенные отличия в МСФО 16 «Аренда» приобрело определение термина аренды. По этой причине определенная часть операций учета теперь под классификацию аренды не попадает [6].
Основой нового алгоритма отечественной методологии учета аренды арендодателем стала классическая классификация договоров аренды (операционная и неоперационная (финансовая)) [2].
Нововведения вводятся в организации постепенно. Применение ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в обязательном порядке требуется только с начала 2022 года. В случае досрочного введения нового стандарта в учет организации данные действия следует подробно отобразить в бухгалтерской отчетности [3; 6].
Причиной введения нового стандарта стало стремление упорядочить и сопоставить отчетность организаций, предоставляющих имущество в аренду, с отчетностью арендаторов.
В ранее принятых положениях бухгалтерского учета договоры операционной аренды не оказывали влияния на отчет о финансовом положении арендатора. Это объяснялось отсутствием арендованных активов и источников их финансирования на балансе. В этой ситуации бухгалтерский учет опирался на условия договора аренды. Для этого в договоре прописывался «балансодержатель» арендованных активов. В большинстве типовых договоров балансодержателем выступал собственник. Поэтому права пользования активами в учете арендаторов не фигурировали. Из-за особенностей ранее принятых положений оценка активов арендаторов была неактуальна.