По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.11

Учет арендных операций у арендатора

Кришталева Таисия Ивановна доктор экономических наук, профессор кафедры аудита и корпоративной отчетности факультета налогов, аудита и бизнесанализа ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: TIKrishtaleva@fa.ru
Рекс Олеся Витальевна студентка факультета налогов, аудита и бизнес-анализа ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: olesyareks3458@gmail.com

В статье рассматриваются основные нюансы операционной аренды и учета арендованных основных средств у арендатора, содержание договора аренды, первичные документы по учету права пользования активом, порядок начисления амортизации на права пользования арендованным имуществом, отражение в учете условных арендных платежей.

Литература:

1. Беляева М. По новым правилам начисляйте амортизацию в бухучете // Учет в учреждении. — 2023. — № 6.

2. Березина О. Как заключить договор аренды движимого и недвижимого имущества // Материал из Справочной системы «Госфинансы». — https://gosfinansy.ru.

3. Гусева Н.М. Как арендатору отразить в учете получение имущества в операционную аренду // Справочная система «Госфинансы». — https://gosfinansy.ru.

4. Гусева Н.М. СГС «Аренда» и «Обесценение активов»: проверка практики их применения // Финконтроль. — 2019. — № 2. — С. 57–63.

5. Минько Н.С. Аренда оборудования, транспортных средств и другого движимого имущества // Научный диалог. — 2014. — № 8. — С. 143–161.

Объекты учета аренды — это активы, обязательства, факты хозяйственной жизни, другие объекты бухгалтерского учета, которые возникают при получении или предоставлении материальных ценностей во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма), договору безвозмездного пользования.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» предусматривает два вида аренды: операционную и неоперационную1 . К операционной аренде относят обычную аренду и безвозмездное срочное пользование. Право оперативного управления на этот объект к арендатору не переходит — он обязан вернуть имущество в том же состоянии, в котором получил, с учетом износа. Срок аренды значения не имеет. При неоперационной (финансовой) аренде у пользователя (арендатора) нет обязанности вернуть имущество по первому требованию правообладателя. Например, такие отношения возникают по договору лизинга.

Для каждого вида аренды действуют свои правила бухгалтерского учета. Поэтому важно правильно определить, к какому из них относится конкретный договор. Окончательное решение, к какому виду аренды отнести договор, учреждение принимает самостоятельно. Ведь классификация объектов аренды относится к профессиональному суждению бухгалтера. Решение принимают с учетом федеральных стандартов по бухгалтерскому учету, Инструкции № 157н, условий договора, положений учетной политики, рекомендаций учредителя и системных разъяснений Минфина2 . Свой выбор следует оформить документально. Унифицированной формы бланка нет, его составляют произвольно.

Бюджетные учреждения договор аренды заключают одним из способов:

• проводят конкурентную электронную процедуру: конкурс, аукцион, запрос котировок;

• заключают контракт с единственным поставщиком.

Выбор способа закупки в первую очередь зависит от объекта аренды.

По общему правилу выбирать арендодателя заказчик должен путем проведения конкурентной закупки — открытого конкурса, аукциона или запроса котировок. Но при этом есть возможность заключить договор с единственным поставщиком.

Для Цитирования:
Кришталева Таисия Ивановна, Рекс Олеся Витальевна, Учет арендных операций у арендатора. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: