По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.895: 159.972: 316.47

Учебный стресс и аффективные расстройства у студентов 1 курса медицинского и педагогического институтов (сравнительный анализ)

Медико-социологическим и психометрическим методами на первом месяце обучения обследовано 160 студентов: 100 – медицинского и 60 – педагогического института в возрасте от 17 до 24 (18,3 ± 1,4) лет. У студентов-медиков выявлен более высокий уровень учебного стресса, чем у педагогов. В первый месяц обучения у 26 % студентов-медиков и у 11,7 % студентов-педагогов возникали суицидальные мысли (p < 0,017). Клинически значимые симптомы социофобии и генерализованной тревоги выявлены у 16 % медиков и у 5–6,6 % студентов-педагогов. Симптомы депрессии наблюдались у 34 % медиков и у 17 % педагогов, а вероятность ее развития у медиков фиксировалась в 4 раза выше. Субклинический и клинический уровень депрессии встречался чаще у студентов-медиков, поступивших в вуз не по собственной инициативе: соответственно 18,5 и 42,1 %. Обсуждаются подходы к первичной психопрофилактике.

Литература:

1. Глазачев О. С. Психосоматическое здоровье студентов-медиков: возможности коррекции на основе оптимизации образовательных технологий // Социально-экологические технологии. – 2011. – № 1. – С. 63–78.

2. Руженков В. А. Некоторые аспекты суицидального поведения учащейся молодежи и возможные пути предупреждения / В. А. Руженков, В. В. Руженкова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2011. – № 4. – С. 52–54.

3. Щербатых Ю. В. Психология стресса: популярная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2005. – 302 с.

4. A study of depression and anxiety, general health, and academic performance in three cohorts of veterinary medical students across the fi rst three semesters of veterinary school / A. M. Reisbig, J. A. Danielson, T. F. Wu et al. // J. Vet. Med. Educ. – 2012. – Vol. 39. – № 4. – P. 341–358.

5. Aboalshamat K. The impact of a self-development coaching programme on medical and dental students’ psychological health and academic performance: a randomised controlled trial [Electronic resource] / K. Aboalshamat, X. Y. Hou, E. Strodl // BMC Med. Educ. – 2015. – Vol. 15. – Art. 134. – Mode of access: https://bmcmededuc. biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-015-0412-4.

6. Adams D. F. The embedded counseling model: an – C. 29–35.

7. Chronic stress and suicidal thinking among medical students [Electronic resource] / A. Rosiek, A. RosiekKryszewska, Ł. Leksowski [et al.] // Int. J. Environ. Res. Public. Health. – 2016. – Vol. 13. – № 2. – Art. 212. – Mode of access: http://www.mdpi.com/1660-4601/13/2/212.

8. El-Gilany A. H. Perceived stress among male medical students in Egypt and Saudi Arabia: eff ect of sociodemographic factors / A. H. El-Gilany, M. Amr, S. Hammad // Ann. Saudi Med. – 2008. – Vol. 28. – № 6. – P. 442–448.

9. Hankir A. K. Stigma and mental health challenges in medical students [Electronic resource] / A. K. Hankir, A. Northall, R. Zaman // BMJ Case Rep. – 2014. – Vol. 2014. – Art. bcr2014205226. – Mode of access: http://casereports.bmj.com/content/2014/bcr-2014-205226.long.

10. Lovibond P. F. The structure of negative emotional states: comparison of the Depression Anxiety Stress Scales (DASS) with the beck depression and anxiety inventories / P. F. Lovibond, S. H. Lovibond // Behav. Res. Ther. – 1995. – Vol. 33. – № 3. – P. 335–343.

11. Measurement of fatigue in cancer patients: development and validation of the fatigue symptom inventory / D. M. Hann, P. B. Jacobsen, L. M. Azzarello et al. // Qual. Life Res. – 1998. – Vol. 7. – № 4. – P. 301–310.

12. Mayer B. F. Factors associated to depression and anxiety in medical students: a multicenter study // BMC Med Educ. – 2016. – Vol. 16. – № 1. – P. 282–285.

13. Melaku L. Stress among medical students and its association with substance use and academic performance [Electronic resource] / L. Melaku, A. Mossie, A. Negash // J. Biomed. Educ. – 2015. – Vol. 2015. – Art. ID 149509. – Mode of access: https://www.hindawi.com/journals/jbe/2015/149509/.

14. Perceived stress and associated factors among medical students / A. A. Saeed, A. A. Bahnassy, N. A. Al-Hamdan et al. // J. Family Community Med. – 2016. – Vol. 23. – № 3. – P. 166–171.

15. Prevalence and associated factors of stress, anxiety and depression among prospective medical students / M. S. Yusoff , A. F. Abdul Rahim, A. A. Baba et al. // Asian J. Psychiatr. – 2013. – Vol. 6. – № 2. – P. 128–133.

16. Psychometric properties of the Social Phobia Inventory / K. M. Connor, J. R. Davidson, L. E. Churchill et al. // Br. J. Psych. – 2000. – Vol. 176. – P. 379–386.

17. Qamar K. Factors associated with stress among medical students / K. Qamar, N. S. Khan, M. R. Bashir Kiani // J. Pak. Med. Assoc. – 2015. – Vol. 65 – № 7. – P. 753–755.

18. Shame! Self-stigmatisation as an obstacle to sick doctors returning to work: a qualitative study [Electronic resource] / M. Henderson, S. K. Brooks, L. Del Busso et al. // BMJ Open. – 2012. – Vol. 2. – № 5. – Art. e001776. – Mode of access: http://bmjopen.bmj.com/content/bmjopen/2/5/e001776.full.pdf.

19. Stress and academic performance in dental students: the role of coping strategies and examination-related self-effi cacy / A. Crego, M. Carrillo-Diaz, J. M. Armfi eld et al. // J. Dent. Educ. – 2016. – Vol. 80. – № 2. – P. 165–172.

20. Yusoff M. S. Prevalence and sources of stress among Universiti Sains Malaysia medical students / M. S. Yusoff , A. F. Abdul Rahim, M. J. Yaacob // Malays. J. Med. Sci. – 2010. – Vol. 17. – № 1. – P. 30–37.

Литературные данные свидетельствуют, что распространенность хронического стресса среди студентовмедиков выше, чем у населения в целом и составляет от 38 до 62 % [8, 14, 17]. Академический стресс негативно влияет на учащихся, вызывает тревогу и депрессию, снижает удовлетворенность жизнью, отрицательно сказывается на работоспособности и общем состоянии здоровья [4, 18].

Ситуация осложняется тем, что уже среди поступающих в медицинские институтышироко распространены стрессы, тревоги и депрессии, а с началом учебы их уровень значительно повышается [15].

Основными источниками стресса для студентов-медиков являются учебные факторы [1, 15, 20], а высокий уровень стресса негативно сказывается на академической успеваемости [19]. Студенты, имеющие стресс [13], в 2–4 раза чаще употребляют психоактивные вещества (наркотики, алкоголь, табак). Кроме того, высокий уровень учебного стресса [2, 7] приводит к тому, что у значительного числа студентов имеются суицидальные мысли.

Студенты-медики с высоким уровнем тревоги и депрессии чаще отрицают наличие систем поддержки или испытывают затруднения в доступе к ней [12]. С другой стороны – обращение за помощью для решения собственных проблем с психикой является редким явлением среди врачей и студентов-медиков. Чаще всего данные субъекты обращаются за помощью в ситуациях, являющихся уже критическими для психического здоровья. Основным фактором, препятствующим своевременному обращению за помощью, является страх быть стигматизированными из-за своего расстройства [9]. Известно, что неоднократное посещение специализированного студенческого консультативного центра при высоком уровне психологического стресса повышает уровень общего функционирования [6]. В то же время многие программы самообучения навыкам и стратегиям, направленные на улучшение психологического здоровья и успеваемости учащихся, показывают только кратковременное улучшение в аспекте депрессии и тревоги и не влияют на академическую успеваемость [5].

Высокий уровень учебного стресса у студентов-медиков, влекущий риск для психического и соматического здоровья, обусловливает целесообразность проведения сравнительного анализа медико-психологических характеристик студентов-медиков, поступивших на первый курс, и аналогичных показателей учащихся других факультетов.

Для Цитирования:
В. В. Руженкова, В. А. Руженков, Учебный стресс и аффективные расстройства у студентов 1 курса медицинского и педагогического институтов (сравнительный анализ). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: