Литературные данные свидетельствуют, что распространенность хронического стресса среди студентовмедиков выше, чем у населения в целом и составляет от 38 до 62 % [8, 14, 17]. Академический стресс негативно влияет на учащихся, вызывает тревогу и депрессию, снижает удовлетворенность жизнью, отрицательно сказывается на работоспособности и общем состоянии здоровья [4, 18].
Ситуация осложняется тем, что уже среди поступающих в медицинские институтышироко распространены стрессы, тревоги и депрессии, а с началом учебы их уровень значительно повышается [15].
Основными источниками стресса для студентов-медиков являются учебные факторы [1, 15, 20], а высокий уровень стресса негативно сказывается на академической успеваемости [19]. Студенты, имеющие стресс [13], в 2–4 раза чаще употребляют психоактивные вещества (наркотики, алкоголь, табак). Кроме того, высокий уровень учебного стресса [2, 7] приводит к тому, что у значительного числа студентов имеются суицидальные мысли.
Студенты-медики с высоким уровнем тревоги и депрессии чаще отрицают наличие систем поддержки или испытывают затруднения в доступе к ней [12]. С другой стороны – обращение за помощью для решения собственных проблем с психикой является редким явлением среди врачей и студентов-медиков. Чаще всего данные субъекты обращаются за помощью в ситуациях, являющихся уже критическими для психического здоровья. Основным фактором, препятствующим своевременному обращению за помощью, является страх быть стигматизированными из-за своего расстройства [9]. Известно, что неоднократное посещение специализированного студенческого консультативного центра при высоком уровне психологического стресса повышает уровень общего функционирования [6]. В то же время многие программы самообучения навыкам и стратегиям, направленные на улучшение психологического здоровья и успеваемости учащихся, показывают только кратковременное улучшение в аспекте депрессии и тревоги и не влияют на академическую успеваемость [5].
Высокий уровень учебного стресса у студентов-медиков, влекущий риск для психического и соматического здоровья, обусловливает целесообразность проведения сравнительного анализа медико-психологических характеристик студентов-медиков, поступивших на первый курс, и аналогичных показателей учащихся других факультетов.