Бизнесу и государству стоит кооперироваться для организации переподготовки специалистов, создавать экосистемы для переобучения. Такие идеи прозвучали на семинаре-презентации аналитического отчёта «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленного Институтом образования НИУ ВШЭ и СберУниверситетом. На семинаре был также представлен «Атлас новых профессий».
К уходящим профессиям исследователи в первую очередь относят специальности в сфере здравоохранения, социальной работы, обслуживания и гостеприимства. А наибольший спрос ожидается на специалистов в области работы с данными и искусственным интеллектом, создания контента и облачных вычислений.
Тренды, влияющие сегодня на рынок профессий, приводят к снижению спроса на ряд специальностей, к трансформации многих действующих, а также возникновению большого числа абсолютно новых профессий, которые потребуют определённого набора навыков и знаний, говорится в исследовании. Частичное изменение деятельности или полная смена профессии — это неизбежность.
В исследовании Инобра и СберУниверситета приняли участие 211 специалистов российских организаций из 26 сфер деятельности, ответственных за обучение и развитие персонала.
Уже сейчас около 1,3 млрд человек во всём мире не соответствуют необходимой квалификации, а к 2035 г. благодаря автоматизации и цифровизации изменится каждый третий вид занятости, рассказал проректор по обучению и исследованиям СберУниверситета Игорь Баранов.
По его оценке, кризис на рынке труда развивается в трёх направлениях. Первое — квалификационное, связанное с появлением новых технологий. Знания, востребованные на рынке, очень быстро устаревают. Больше всего это касается навыков в сфере информационных технологий, «срок годности» которых сейчас составляет от 2 до 5 лет. Второе направление — демографическое, связанное со старением населения. Во всём мире сформировался новый подход к профессиональной реализации и обучению, которое длится на протяжении всей карьеры. И третье направление — это заметные ментальные изменения, пересмотр отношения к работе и её формату, что стало особенно заметно в период пандемии.