АСЕАН — это интеграционный блок, который имеет признаки международной правосубъектности, т. е., например, может заключать различные договоры, в том числе об экономическом сотрудничестве, с другими странами и интеграционными группировками как единый участник мирового рынка. Поэтому между Японией и странами АСЕАН развивается активное взаимодействие не только на двусторонней основе (т. е. у Японии с каждой страной, входящей в бок АСЕАН по отдельности), но и на многосторонней основе — как с единым партнером, который формулирует общие, консолидированные задачи, интересы и позиции стран АСЕАН по сотрудничеству. Рассмотрим, как развивается такой вид связей между Японией и субрегионом Юго-Восточной Азии.
Многостороннее сотрудничество Японии и АСЕАН как интеграционного объединения развивается весьма активно на уровне межгосударственных инициатив обеих сторон, одна из которых — Япония, другая — все страны АСЕАН, выступающие как единый интеграционный блок. Такое сотрудничество, как правило, не только разрабатываются и реализуется прежде всего на межгосударственном официальном уровне (лидером стран, правительств, министерств и уполномоченных государственных органов и структур), но в XXI в., как правило, нацелено на реализацию таких задач, как формирование зон свободной торговли в различных формах, составах и форматах. В настоящее время одновременно сосуществуют и развиваются сразу несколько форматов такого сотрудничествах в рамках отношения Японии и стран ЮВА. Это интеграционные модели «АСЕАН плюс один», «АСЕАН плюс три», «АСЕАН плюс шесть», наконец, это участие Японии и стран АСЕАН в проекте Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) и Японии и отдельных стран АСЕАН в проекте Транстихоокеанского партнерства. Таким образом, межправительственные соглашения о развитии экономического взаимодействия сторон, а также региональные интеграционные соглашения в данном случае являются важнейшим инструментом развития торгово-инвестиционного сотрудничества Японии и блока стран АСЕАН и содействуют либерализации взаимной торговли и инвестиционных процессов. АСЕАН в период 2004–2010 гг. заключил ряд региональных торговых соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) с основными своими торговыми партнерами по Восточноазиатскому саммиту: с Китаем, Южной Кореей, Японией, Индией, Австралией и Новой Зеландией. Соглашение о создании ЗСТ с Японией было достигнуто в 2008 г. Дата ликвидации пошлин между Японией и АСЕАН намечена на 2026 г., тогда как по аналогичному соглашению с Китаем и Южной Кореей — на 2012-й, с Индией — на 2019-й, с Австралией и Новой Зеландией — на 2020 г.1 . Таким образом, можно говорить о том, что создание зон свободной торговли с участием АСЕАН и ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с Японией (т. е. в формате «АСЕАН плюс один») — это актуальная и устойчивая тенденция развития международных и региональных экономических отношений XXI в.