По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Тюрьма меняет профессию

ВАРИАНТЫ ПЕРЕУСТРОЙСТВА ЗДАНИЙ, ГДЕ ОТБЫВАЛИ НАКАЗАНИЕ ТРОЦКИЙ, ЛУНАЧАРСКИЙ, ГУМИЛЕВ, ПОКА НЕ НАЙДЕНЫ. До конца этого года следственный изолятор «Кресты» на Арсенальной набережной откроет двери для всех желающих. Однако покажут туристам пока не всё, они смогут побывать в одном из первых храмов Петербурга — церкви во имя Святого Александра Невского, а также посетить музей. А вот заглянуть в тюремные камеры не удастся. Корпуса бывшего СИЗО планируется законсервировать до тех пор, пока не решится вопрос о дальнейшем использовании здания.

Когда в конце 2017 года тюрьму «Кресты» покинули последние заключенные, на территории изолятора на Выборгской стороне освободилось несколько зданий, которые в настоящее время переданы Росимуществу. Тогда же возникла идея сделать из памятника архитектуры XIX века арт-пространство. По этому плану на Арсенальной набережной должен был появиться современный культурно-досуговый центр с клубами, ресторанами, гостиницами и другими заведениями. Однако с реализацией этого проекта пришлось повременить из-за статуса «Крестов» как архитектурного памятника.

Петербургские «Кресты» находятся в самом центре города: до Эрмитажа всего три километра. Их хорошо видно, когда гуляешь по Летнему саду. Здание бывшего СИЗО является образующим и доминантным элементом застройки Арсенальной набережной, оно часть видовой перспективы Невы. По информации Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), под охраной города находятся пространство и планировка комплекса, оформление двух крестообразных корпусов и административное здание с церковью Святого Александра Невского. В них запрещено перестраивать внутренние помещения.

Автором проекта тюрьмы «Кресты» является академик архитектуры Антоний Томишко. Строительство сооружения продолжалось несколько лет и завершилось в 1892 году. В народе тюрьму прозвали «Кресты» за форму двух главных корпусов с камерами. Считается, что архитектор взял за основу равноконечные кресты как выражение идеи о невозможности тюремного заключения без духовного покаяния. Однако такая форма оказалась полезной и для нужд чисто практических: находясь в центре «креста», можно было видеть, что творится в каждом из четырех лучей-коридоров. К тому же солнце, которого так не хватает в Петербурге, заглядывало в каждое помещение тюрьмы в течение дня, а световой люк в центральных куполах позволял просматривать все перекрытия между этажами. Украшением «Крестов» является пятиглавая церковь во имя Святого Александра Невского, созданная в неорусско-византийском стиле. Она венчает центральное административное здание. Храм, как и весь комплекс, выложен из красного кирпича.

Для Цитирования:
Светлана СМИРНОВА, Тюрьма меняет профессию. Глава местной администрации. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: