По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.333

Тяговые электродвигатели (ТЭД). Часть 2. Расчетные характеристики и стоимость жизненного цикла ТЭД

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва
Ярец В. В. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва
Лабутин А. А. нач. конструкторского отдела, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Выполнены расчеты силы тяги маневрового локомотива и расчет стоимости жизненного цикла с использованием тягового асинхронного двигателя ТАД типа ДАТ 254. Приведено описание ТАД и комплектующих частей. Выполнены расчеты годового эксплуатационного обслуживания и ремонта. Приведены экономические характеристики затрат ТАД и основных затрат на компоненты привода.

Литература:

1. Шульга Р.Н., Ярец В.А., Лабутин А.А. Тяговые электродвигатели (ТЭД). Ч. 1. Критерии оптимизации // В журнале «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт».

2. Проектирование тяговых электромашин: учеб. пособие / под ред. М.Д. Находкина. – М.: Транспорт, 1976. – 624 с.

3. Анисимов В.А. Левченко О.А. Графоаналитические тяговые расчеты движения поезда: учеб.-метод. пособие по выполнению курсовых работ и проектов / В.А. Анисимов, О.А. Левченко. – 2-е изд. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2019. – 75 с.

4. Нормы безопасности на железнодорожном транспорте НБ ЖТ ЦТ 04-98.

5. ГОСТ 2582-2013. Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия.

6. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Электрические машины для энергетики и транспорта. Разработка и испытания электрических машин: учеб. пособие. – М.: Инфра-Инженерия, 2024. – 136 с.

7. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Электрические машины для энергетики и транспорта. Применение электрических машин: учеб. пособие. – М.: Инфра-Инженерия, 2024. – 220 с.

8. Шульга Р.Н. Электрооборудование энергоустановок и воздействия перенапряжений. – М.: ИнфраИнженерия, 2024. – 240 с.

9. Матвеев А.В. Управление эволюцией электрических машин. – DriveConstructor, 2024. – 262 с.

10. Шульга Р.Н. МГД-генерация в природе и энергетике // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 11. – С. 16–25.

11. Мартынов В.А., Лабутин А.А. Математическая модель асинхронного явнополюсного конденсаторного двигателя на основе метода зубцовых контуров // Электричество. – 1998. – № 11. – С. 37–44.

12. Иванов-Смоленский А.В., Абрамкин Ю.В., Власов А.И. и др. Универсальный метод расчета электромагнитных процессов в электрических машинах. – М.: Энергоатомиздат, 1986.

13. Кузнецов В А. Моделирование магнитных полей и процессов в электромеханических преобразователях // Труды МЭИ. – 1994. – № 11.

14. Лопухина Е.М., Семенчуков ГА., Лабутин АА. Математическое моделирование технологического явнополюсного конденсаторного двигателя // Электротехника. – 1995. – № 11.

15. Мартынов В.А. Анализ динамических режимов индуктивных электромеханических устройств // Электричество. – 1995. – № 3.

16. Аванпроект «Разработка ТЭД для маневрового локомотива». 19.02.2023.

17. Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего при повышенном давлении РД // Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 536.

Приведенные в [1] критерии оптимизации конструкции тягового электродвигателя позволяют снизить стоимость, повысить надежность и улучшить динамику тягового асинхронного двигателя (ТАД) маневрового локомотива. Стоимость жизненного цикла (СЖЦ) в свою очередь должна быть оптимизирована при минимуме затрат и существенно зависит от тяговых характеристик локомотива.

Цель статьи состоит в расчете силы тяги и расчете стоимости жизненного цикла ТАД и локомотива.

1.1. Предельная тяговая характеристика

Используя рекомендуемую зависимость fк(V), можно определить предельную тяговую характеристику тягового асинхронного двигателя (ТАД) F(V) и зависимость мощности на валах тяговых двигателей от скорости P(V) для локомотива при заданной осевой формуле и нагрузке на ось.

Мощность определяется зависимостью:

Момент, развиваемый двигателем, равен:

где P2 – мгновенная механическая мощность на валу двигателя;

M – мгновенный момент, развиваемый двигателем;

ω – угловая скорость вращения вала двигателя.

Существуют как минимум два ограничения – по максимальному моменту, который способен развить тяговый электродвигатель данного типа, а также по максимальной скорости вращения его вала, которую обуславливают динамические свойства самого двигателя, а также локомотива, который он приводит в движение. Зависимость, изображенную на рис. 1, принято называть тяговой характеристикой двигателя (или) локомотива.

Сравнение новой машины с современным уровнем техники может являться инструментом оценки качества выбранных технических решений и используемых технологий, и позволяет выбирать стратегии дальнейшего усовершенствования.

Расчетная сила тяги локомотива Fр ограничена силами сцепления колес с рельсами и должна быть равна [2, 3]:

где Ψсц (V) или ψк (V) – коэффициент сцепления в зависимости от скорости V локомотива;

Рсц – сцепной вес локомотива. Определяется, как Ро · n, где n – число осей в секции (вагоне);

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Ярец В. В., Лабутин А. А., Тяговые электродвигатели (ТЭД). Часть 2. Расчетные характеристики и стоимость жизненного цикла ТЭД. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: