Грандиозную одиссею гегелевского Божественного разума, как известно, завершают три универсальные формы — Искусство, Религия, Философия. Они — лики Абсолюта, способы познания Творцом самого себя, в которых он, Творец, породив чистую Логику, Природу, Человека, Историю, Государство, Право — успокаивается и, как бы глядя в зеркало, созерцает результаты своих трудов…
Нас интересует в данном случае не сама по себе гегелевская система, не те конкретные характеристики, которые дает этим формам сам Гегель. Наша задача скромнее и самостоятельнее. Мы хотим попытаться понять, что увиделось Гегелю в духовной реальности, какие лики Идеи открылись ему в художественных образах, в религиозных откровениях, в философских понятиях и категориях. Или поставим вопрос по-другому: в чем, с точки зрения гегелевской методологии, специфика Искусства, Религии, Философии как творческих стихий, как различных духовно-смысловых образований?
Каждая большая философская система чем-то завершается. Это не завершение «вообще всего», а завершение вот именно этого духовного мира, этой смысловой парадигмы. Так, у Маркса социально-историческое движение человечества выходит на финишную прямую в коммунизме, который одновременно и завершение, и начало «подлинной человеческой истории». У Фрейда духовное осознает себя, в конечном счете, как сублимации спрятанного Либидо, у Шопенгауэра, как «воля» и т. п. У Гегеля Божественный Разум проходит свой крестный путь, чтобы воплотиться последовательно в художественный образ, религиозное переживание, наконец, в философское понятие. Перед нами — провоцирующая, теоретически продуктивная схема трех ликов духовно-творческой реальности, три типа творчества. Попробуем интерпретировать ее по-своему, попытаемся «освежить» гегелевское видение, не опасаясь, порой даже выйти за пределы логики германского мыслителя.
Три портрета идеального мира, три лика и три ракурса отображения реальности. С позиций современного сознания важно отметить, что это — формы гуманитарного духа, тут нет ни техники, ни спорта, ни знания естественнонаучного типа и т.п. И вовсе не случайно: гегелевская интуиция прозревает гуманитарность как высший тип отношения человека к миру. А мы глубоко убеждены: творчество, способное проявляться в любых областях человеческой деятельности, по природе своей гуманитарно.