По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.32

Творческая стихия и ее лики в гегелевском Абсолютном Духе

Архипова Ольга Валерьевна ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», Россия, 192102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 22, Е-mail: olva@list.ru.
Шор Юрий Матвеевич ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств», Россия, 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 34, Е-mail: olva@list.ru

Современная культурная ситуация актуализует необходимость модернизированного прочтения философской системы Гегеля. Обращение к его философии, прозревающей глубинные структуры духа, раскрывающей логику движения «абсолютной идеи», призвано сыграть свою роль в преодолении масштабных духовных кризисов современности. Реконструкция классической парадигмы знания, на которой основано гегелевское понимание, позволит восстановить целостность истолкования творчества как сферы органического слияния сущего и должного. В статье рассматриваются три образа мира, три универсальные формы духа философской системы Гегеля — Искусство, Религия, Философия. Делается попытка понять, что увиделось Гегелю в духовной реальности, какие лики Идеи открылись философу в художественных образах, в религиозных откровениях, в философских понятиях и категориях. Выявляется специфика Искусства, Религии, Философии как творческих стихий, как различных духовно-смысловых образований в диалектике и методологии Гегеля.

Статья поступила 25.02.2018 г.

Литература:

1. Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. — М., 1977. — 471 с.

2. Джимбинов С. Кафка // Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура XX века / Общ. ред. В.В. Бычкова. — М., 2003. — С. 223–244.

3. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб., 1994. — 541 с.

Грандиозную одиссею гегелевского Божественного разума, как известно, завершают три универсальные формы — Искусство, Религия, Философия. Они — лики Абсолюта, способы познания Творцом самого себя, в которых он, Творец, породив чистую Логику, Природу, Человека, Историю, Государство, Право — успокаивается и, как бы глядя в зеркало, созерцает результаты своих трудов…

Нас интересует в данном случае не сама по себе гегелевская система, не те конкретные характеристики, которые дает этим формам сам Гегель. Наша задача скромнее и самостоятельнее. Мы хотим попытаться понять, что увиделось Гегелю в духовной реальности, какие лики Идеи открылись ему в художественных образах, в религиозных откровениях, в философских понятиях и категориях. Или поставим вопрос по-другому: в чем, с точки зрения гегелевской методологии, специфика Искусства, Религии, Философии как творческих стихий, как различных духовно-смысловых образований?

Каждая большая философская система чем-то завершается. Это не завершение «вообще всего», а завершение вот именно этого духовного мира, этой смысловой парадигмы. Так, у Маркса социально-историческое движение человечества выходит на финишную прямую в коммунизме, который одновременно и завершение, и начало «подлинной человеческой истории». У Фрейда духовное осознает себя, в конечном счете, как сублимации спрятанного Либидо, у Шопенгауэра, как «воля» и т. п. У Гегеля Божественный Разум проходит свой крестный путь, чтобы воплотиться последовательно в художественный образ, религиозное переживание, наконец, в философское понятие. Перед нами — провоцирующая, теоретически продуктивная схема трех ликов духовно-творческой реальности, три типа творчества. Попробуем интерпретировать ее по-своему, попытаемся «освежить» гегелевское видение, не опасаясь, порой даже выйти за пределы логики германского мыслителя.

Три портрета идеального мира, три лика и три ракурса отображения реальности. С позиций современного сознания важно отметить, что это — формы гуманитарного духа, тут нет ни техники, ни спорта, ни знания естественнонаучного типа и т.п. И вовсе не случайно: гегелевская интуиция прозревает гуманитарность как высший тип отношения человека к миру. А мы глубоко убеждены: творчество, способное проявляться в любых областях человеческой деятельности, по природе своей гуманитарно.

Для Цитирования:
Архипова Ольга Валерьевна, Шор Юрий Матвеевич, Творческая стихия и ее лики в гегелевском Абсолютном Духе. Вопросы культурологии. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: