По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.352.6

Твердополимерный топливный элемент (ТПТЭ) и протообменная мембрана

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Рассмотрены принципы работы твердополимерных топливных элементов (ТПТЭ) и их практическая энергоэффективность. Анализируются типы протонообменных мембран для ТПТЭ и проблемы разработки их отечественных аналогов. Выполнен критический анализ ТПТЭ применительно к автотранспорту и указаны безальтернативные применения ТПТЭ.

Литература:

1. Шульга Р.Н. Электричество или водород для электродвижения // В редакции журнала «Электрооборудование и ремонт».

2. Новиков Н.Л. Система аккумулирования электроэнергии для обеспечения надежности работы ЭЭС / Н.Л. Новиков, А.Н. Новиков // Энергоэксперт. – 2017. – № 2.

3. Какой накопитель энергии самый энергоемкий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econet.ru/articles/109310-kakoy-nakopitel-energii-samyyenergoemkiy (дата обращения: 15.04.2019).

4. Шакарян Ю.Г. О применении в электрических сетях накопителей энергии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sskgroup.ru (дата обращения: 15.04.2019).

5. Шульга Р.Н. Накопитель электроэнергии на основе литий-ионных аккумуляторов мегаваттного класса мощности / П.В. Боровиков, М.М. Степичев, Б.А. Риэр, Н.Ю. Гетманова, Р.Н. Шульга // ЭЛЕКТРО. – 2017. – № 3. – С. 38–43.

6. Шульга Р.Н. Характеристики накопителей и статических преобразователей / Р.Н. Шульга // Энергосбережение и водоподготовка. – 2016. – № 1. – С. 68–77.

7. Путилов В.Я. Некоторые технические и экологические аспекты применения накопителей электроэнергии в энергетике / В.Я. Путилов, Р.Н. Шульга // ЭЛЕКТРО. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. – 2016. – № 1. – С. 6–12.

8. Литий-ионные системы аккумулирования энергии для крупных оборонных применений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.saftbatterie.com/ (дата обращения: 15.04.2019).

9. Хрусталев Д.А. Аккумуляторы. – М.: Изумруд, 2003. – 224 с.

10. Коровин Н.В. Воздушно-алюминиевые источники тока / Н.В Коровин, Б.В. Клейменов // ИНФОРМОСТ «Радиоэлектроника и телекоммуникации». – 2002. – № 6 (24). – С. 62–65.

11. Торри Д., Гатти Э., Брокка К. Соединение в сеть систем аккумулирования энергии // Нидек-АСИ. – 2016. – 13 с.

12. Fialka J. World’s Largest Storage Battery Will Power Los Angeles. Climate 3.

13. Кудашова Д.С. Получение и свойства перфторированных мембран, модифицированных платиной для водородных топливных элементов // ФГБОУ ВО «КубГУ», канд. дисс. – Краснодар, 2022. – 146 с.

14. Paul Martin. Водородный транспорт – хорошая идея только в теории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/

15. Радченко Р.В., Мокрушин А.С., Тюльпа В.В. Водород в энергетике: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2014. – 229 с.

16. Топливный элемент [Электронный ресурс]. – https://portal.tpu.ru//

17. Бредихин С.И. и др. Стационарные энергетические установки с топливными элементами: материалы, технологии, рынки. – М.: НТФ «Энергопрогресс». Корпорация ЕЭЭК, 217. – 392 с.

18. Kundu P.P., Sharma V., Shul Y.G. Composites of proton-conducting polymer electrolyte membrane in direct methanol fuel cells // Crit. Rev. Solid State Mater. Sci. 32 (2007). – Р. 51–66.

19. Smitha B., Sridhar S., Khan AA. // J. Membr. Sci., 2005. – 259. – Р. 10−26.

20. Ma // J. Membr. Sci., 2003. – 219. – Р. 123–136.

21. Wilson M.S. Electrochim. – Acta, 1995. – 40. – Р. 355–363.

22. Shao-Horn Y. Top. Catal., 2007. – 46. – Р. 285–305.

Водородные топливные элементы (ТЭ) в течение последних десятилетий отметились сотнями публикаций, в основном посвященных твердооксидным топливным элементам (ТОТЭ), которые применяются для стационарных энергоустановок и имеют более высокую энергоэффективность сравнительно с рассматриваемым твердополимерным ТЭ или ТПТЭ. Однако прогресс в части ТПТЭ для автотранспота, отраженный в [1], заставил автора развить эту тему применительно к импортозамещению протообменной мембраны, которая является сердцевиной ТПТЭ.

Твердополимерный топливный элемент (ТПТЭ) в принятой терминологии (PEMFC – Proton Exchange Membrane Full Cell) имеет некоторые преимущества перед другим конкурирующим типом ТЭ, таким как твердооксидный топливный элемент (ТОТЭ). ТПТЭ работают при более низкой температуре, легче и компактнее, имеет высокое быстродействие, что делает их идеальными для таких применений, как автомобили, воздушный, морской, ж/д транспорт и др. Однако есть некоторые недостатки: рабочая температура ~80 °C слишком низка для когенерации, как в ТОТЭ, причем электролит для ТПТЭ должен быть насыщен водой. Однако некоторые автомобили на топливных элементах, включая Toyota Mirai, работают без увлажнителей, полагаясь на быстрое образование воды и высокую скорость обратной диффузии через тонкие мембраны для поддержания гидратации мембраны, а также иономера в слоях катализатора.

Высокотемпературные ТПТЭ работают при температуре от 100 до 200 °C, потенциально предлагая преимущества в кинетике электродов и регулировании нагрева, а также лучшую устойчивость к примесям топлива, особенно CO в риформате. Эти улучшения потенциально могут привести к повышению общей эффективности системы. Однако эти достижения еще предстоит реализовать, поскольку мембраны с перфторированной сульфоновой кислотой (PFSA) золотого стандарта быстро теряют функциональность при 100 °C и выше, если гидратация падает ниже ~100%, и начинают расползаться в этом температурном диапазоне, что приводит к локальному истончению и общему сокращению срока службы системы. В результате активно изучаются новые безводные протонные проводники, такие как протоорганические ионные пластиковые кристаллы (POIPCs) и протонно-ионные жидкости на предмет разработки подходящих ПЭМ.

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Твердополимерный топливный элемент (ТПТЭ) и протообменная мембрана. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: