По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 504.06

Твердое топливо на основе техногенных отходов

Попов В.С. студент, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева 650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, д. 28
Папин А.В. канд. техн. наук, доцент, научный руководитель, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева 650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, д. 28
Игнатова А.Ю. канд. биол. наук, доцент, научный руководитель, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева 650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, д. 28

В статье утверждается перспективность перевода котельных на топливные брикеты, при этом существенного изменения конструкций топок не потребуется. Освоение производства топливных брикетов в значительной мере повышает эффективность использования топлива за счет ресурсосбережения.

Литература:

1. Лисовский В.А. Переработка утилизированных шин — энергоэффективное мероприятие // Проблемы сбора, переработка и утилизация отходов: Сб. научн. статей. — Одесса: ОЦНТЭИ, 2001. — С. 150‑154.

2. Макитра Р. Г., Мидяна Г. Г., Брык Д.В., Семенюк М.В. Процессы переработки углей в смеси с резиносодержащими отходами в жидкое топливо // Химия твердого топлива. — 2013. — №3. — С. 43.

3. Максимов М.А. Создание системы сбора, переработки и утилизации изношенных шин и других резинотехнических изделий в Российской Федерации // Автотранспортное предприятие. — 2003. — № 12. — С. 39‑41.

4. Папин А.В., Игнатова А.Ю., Макаревич Е.А., Неведров А.В. Получение композиционного топлива на основе технического углерода пиролиза автошин // Вестник КузГТУ. — №2. — 2015. — С. 107‑113.

5. Папин А.В., Игнатова А.Ю., Неведров А.В., Черкасова Т.Г. Получение топливных брикетов из тонкодисперсных отходов угледобычи и углепереработки // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. — №5. — 2015. — С. 43‑50.

6. Патент РФ № 2111859, МПК 6B 29B 17/00 A, 6C 08J 11/10 B.

7. Сапронов В.А. Экономическое и экологическое значение проблемы переработки изношенных шин. Сб. «Переработка изношенных шин». — М.: ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1982.

8. Страхов В. М. Кокс из отходов резины // Кокс и химия. — 2005. — № 2. — С. 35‑43.

9. Тарасова Т. Ф., Чапалда Д. И. Экологическое значение и решение проблемы переработки изношенных автошин // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2006. — № 2‑2. — С. 130‑135.

10. Яцун А. В., Коновалов Н. П., Ефименко И. С. Жидкие продукты пиролиза отработанных автомобильных шин под воздействием СВЧ // Химия твердого топлива. — 2013. — № 4. — С. 60.

Одним из главных факторов, загрязняющих окружающую среду в мире, является рост количества отработанных шин. С каждым годом количество пневмоколесного транспорта на душу населения увеличивается, что приводит к появлению огромного количества отработанных шин. В России данная проблема имеет высокий уровень актуальности. В нашей стране ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн т шин, а учитывая, что в одну тонну шин входит около 650 кг резины, 150 кг текстиля, 200 кг металла, амортизированную шину можно считать важным источником вторичного сырья [7, 9].

Отработанные шины крайне огнеопасны, и в случае возгорания температура их горения близка температуре горения каменного угля. При горении шин в атмосферу выбрасываются вредные продукты сгорания, в том числе канцерогены. Данные отходы очень специфичны, не поддаются гниению, саморазрушению, занимают земельные площади, загрязняя населенные пункты, водоемы и воздух.

В то же время отработанные шины являются ценным источником вторичного сырья и могут быть использованы для производства альтернативного топлива. В мире существует множество методов переработки отработанных шин: сжигание, переработка в крошку, захоронение, восстановление, пиролиз [7]. Методам утилизации шин посвящено множество научных трудов [1, 6].

Наиболее перспективным из ныне известных методов является термическое разложение углеводородного сырья, или так называемый пиролиз [1]. Продуктами данного метода являются: газ, жидкотопливная фракция, углеродосодержащий остаток и металлокорд. С помощью пиролиза можно перерабатывать целые шины. В печатных работах Яцун А.В. и др. приводятся данные проведения пиролиза автошин в электромагнитном поле микроволнового диапазона на опытной СВЧ-установке [10]. Ими доказана ценность продуктов пиролиза. Макитра Р.Г., Мидяна Г.Г. и др. предлагают совместный пиролиз отработанных шин в смеси с углем для получения жидкого топлива. Наибольший интерес из продуктов пиролиза представляет твердый остаток — низкокачественный углерод. Он имеет повышенную зольность, низкое усиливающее действие и загрязнен серой. В работах Папина А.В. и др. предлагается получение композиционного топлива на основе технического углерода пиролиза автошин. Доказано, что твердый остаток пиролиза после специализированных методов очистки можно использовать для получения брикетированного топлива [4]. Нами разрабатывается состав и способ получения формованного топлива из твердого остатка пиролиза автошин, обогащенного методом масляной агломерации, путем брикетирования со связующим. При сжигании топливных брикетов повышается на 25‑35% КПД топочных устройств, снижаются на 15‑20% выбросы сернистого газа, более чем в 2 раза − выбросы твердых веществ с дымовыми газами. Учитывая эти факторы, становится очевидным перспективность перевода котельных на топливные брикеты, при этом существенное изменение конструкций топок не потребуется. Освоение производства топливных брикетов в значительной мере повышает эффективность использования топлива за счет ресурсосбережения [8]. В качестве связующего при брикетировании нами предлагается использовать вторичные полимеры. По нашему мнению, наиболее подходящим связующим для композитного топлива из твердого остатка пиролиза автошин являются отходы вторполимеров — полиолефинов (ПЭВД, ПЭНД, ПП) и полиэтилентерефталат.

Для Цитирования:
Попов В.С., Папин А.В., Игнатова А.Ю., Твердое топливо на основе техногенных отходов. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: