2016 год стал для Турецкой Республики переломным в ее современной истории. Он продемонстрировал то, насколько турецкое общество находится в поиске нового пути развития и насколько современный турецкий политический истеблишмент не является классическим прозападным, западноцентричным руководством, которое было свойственно для Турции на протяжении всей второй половины XX века.
После распада СССР Турецкая Республика находилась в поиске своего нового места в рамках нового мирового баланса. С одной стороны, мир уже, как казалось, не делился на два лагеря и ставилась под сомнение необходимость Турции как правой руки США в регионе, с другой стороны, перед Республикой открывались достаточно широкие возможности по формированию и укреплению своего влияния на постсоветском пространстве, в частности на территории новообразованных государств.
Турция начала пользоваться этим шансом и создала целый ряд инициатив на указанном пространстве, которые способствовали реализации ее интересов. Такими инициативами стали саммиты глав тюркоязычных государств, затем — создание двух организаций, которые занимались интеграцией тюркоязычных стран в области культуры, искусства, образования: это ТЮРКСОЙ и ТИКА. Затем это было создание парламентской ассамблеи тюркоязычных государств и, наконец, создание интеграционного объединения «Тюркский совет». Все это сопровождалось формированием структур среднего и высшего образования, чаще всего частного.
Иными словами, Турция, в отличие от ЕС, пошла по пути интеграции не классическому — не от экономики, а от культуры, образования и науки к экономике и политике. Однако при этом Турция, которая находится между Европой и Азией, не смогла в новых геополитических условиях находиться исключительно в лоне США. Турция стала укреплять свои экономические контакты с Россией, способствовавшей укреплению Турции как хаба между Европой и Азией вопреки всем имеющимся кризисам, включая экономический и миросистемный [3].
Такого рода укреплению способствовало и создание «Голубого потока», и увеличение в целом экономических контактов, завязанных на Турцию, и создание идеи «Турецкого потока». К слову, проект «Турецкий поток», имеющий свою выгоду с точки зрения экономических интересов России, был согласован еще в 2015 г., однако оказался приостановленным в связи с известными событиями, связанными с уничтожением российского бомбардировщика, сбитого над территорией Сирии (пилот был убит с земли группой боевиков).