По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Тупиковая ситуация требует разрешения

Чмора М. В. начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, Федеральная таможенная служба РФ

Представитель ФТС разъясняет порядок и особенности уплаты утилизационного сбора на ввозимые в РФ транспортные средства, а также отвечает на вопросы плательщиков сбора.

Тематика уплаты утилизационного сбора очень актуальна. Мы получаем много обращений и от граждан, и от организаций и связываем это с неоднозначностью восприятия того нормативного регулирования, которым определено взимание утилизационного сбора, и, наверное, отчасти с недостатком информации. Итак, сначала я доведу общую информацию: для чего утилизационный сбор был введен, какими документами регулируется. Важно отметить, что утилизационный сбор является неналоговым платежом — он не включен в Налоговый кодекс РФ, не регулируется нормами налогового законодательства, также он не отнесен к категории таможенных платежей, которые регулируются Таможенным кодексом ЕАЭС и Федеральным законом о таможенном регулировании. Нормативное регулирование этого сбора относится к т. н. отраслевому законодательству — это Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства» и два постановления Правительства РФ. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 регулирует вопрос уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, постановление Правительства РФ от 08.02.2016 № 81 — вопрос уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин. Во многом нормы и подходы унифицированы, но есть особенности. Больше особенностей внесено в постановление № 1291 в отношении колесных транспортных средств: в течение 2023 г. достаточно динамично менялось законодательство, вводились нормы, которые получили живой отклик плательщиков и потребовали дополнительных разъяснений.

Итак, утилизационный сбор уплачивается за каждое ввозимое колесное транспортное средство или самоходную машину. Плательщиками являются юридические и физические лица, которые ввозят транспортные средства либо приобретают их в определенных случаях. Что касается порядка подачи расчета утилизационного сбора, его уплата в отличие от многих других правоотношений имеет особенности. Так, расчет утилизационного сбора заполняется непосредственно самим плательщиком, то есть по сути этот документ, в котором в заявительном порядке плательщик указывает и те критерии, с которых производится расчет утилизационного сбора, и все параметры, которые в этом расчете присутствуют. Таможенный орган не вправе самостоятельно производить расчет утилизационного сбора, он осуществляет только контроль правильности заполнения документов и тех критериев, которые использованы для применения этого расчета. Срок подачи расчета утилизационного сбора для этих двух категорий унифицирован. Обязанность по уплате (прошу не путать с фактической уплатой) возникает до выпуска товаров или в течение пяти дней после пересечения границы. Сразу разъясню: до выпуска товаров — это критерий, когда товар ввозится и декларируется, то есть, придя и подав декларацию на таможенное оформление, необходимо иметь в виду, что утилизационный сбор должен быть уплачен, по сути, одновременно. Норма «5 дней после пересечения границы» работает во всех остальных случаях — когда товар не декларируется. Например, мы находимся в Евразийском экономическом союзе — между странами таможенных границ нет, и товары перемещаются без таможенного декларирования. Если машина ввозится из Казахстана, Киргизии, Армении или Белоруссии, декларирования нет, и тогда эти пять дней после пересечения границы являются тем временным критерием, на который надо ориентироваться при оценке возникновения обязанности. Следующий момент — это срок проверки расчета утилизационного сбора. Для самоходных машин он установлен в пять рабочих дней, это прописано непосредственно в постановлении. По колесным транспортным средствам такая норма не зафиксирована, поэтому таможенные органы руководствуются общим правилом по работе с обращениями граждан (Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ): такое обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней. В данном случае, безусловно, есть вопросы по длительности. У нас ориентир на скорейшее оформление утилизационного сбора и списание, тем не менее предельный срок определен именно Федеральным законом № 59-ФЗ. Срок формирования таможенного приходного ордера не установлен ни в одном из этих документов, но вышеперечисленные временные критерии работают и на срок формирования ТПО. Это неотъемлемый элемент списания, поэтому таможенные органы, когда проводят списание утилизационного сбора, одновременно с проверкой расчета оформляют таможенный приходный ордер, и в данном случае срок оформления ТПО находится внутри тех сроков, о которых я сказал выше. О коэффициентах для личного пользования важно отметить, что для самоходных машин личное пользование не предусмотрено, соответственно, пониженных коэффициентов здесь не будет. Что касается колесных транспортных средств, здесь предусмотрены, так сказать, льготные коэффициенты: при соблюдении определенных условий лица могут уплачивать достаточно невысокую сумму — 3400 или 5200 руб. в зависимости от срока выпуска. Чтобы правильно обращаться по вопросам списания утилизационного сбора, нужно понимать, что уплата в отношении всех колесных транспортных средств, произведенных в РФ, администрируется Федеральной налоговой службой. Если имеется факт ввоза колесного транспортного средства (здесь важно отметить, что вопрос может касаться и ввоза ранее произведенных в РФ, и в последующем вывезенных транспортных средств), то все полномочия сейчас сосредоточены у Федеральной таможенной службы. Это же касается определенных особенностей: например, когда физическое лицо приобретает транспортное средство у лиц, которые ранее по тем или иным причинам утилизационный сбор не платили, или если машины ввозятся из свободной таможенной зоны в Калининградской области (несмотря на то, что Калининградская область — территория РФ и о полноценном ввозе здесь говорить неправильно, администратором в данном случае также будет являться Федеральная таможенная служба). Есть некоторые отличия по самоходным машинам: приобретение их в РФ у лиц, не уплативших утилизационный сбор, отнесено к компетенции Федеральной налоговой службы.

Для Цитирования:
Чмора М. В., Тупиковая ситуация требует разрешения. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: