По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Тульская детская железная дорога

А. С. Савченко E-mail: transport@panor.ru

В этом году исполнится 70 лет Детской железной дороге в г. Новомосковск (Тульская обл.). Мы побывали на этой ДЖД и расскажем вам ее историю.

Инициатором строительства детской железной дороги в г. Сталиногорске выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» Дмитрий Оника (позже — заместитель министра угольной промышленности СССР). Дмитрий Георгиевич много сделал для развития города. Поэтому первоначально Сталиногорская детская железная дорога числилась на балансе Минуглепрома. Главным инженером проекта был назначен выпускник Московского института инженеров транспорта Павел Усков. Павел Иванович, для которого, как и для его коллег — Олега Семёнова и Тамары Решетниковой — это стало первым серьёзным проектом. Первоначальным планом проекта предусматривалось сооружение кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями «Берёзки» и «Дубки» на территории Детского парка, ограниченной с трёх сторон городской застройкой, а с четвертой — железнодорожной линией городского электропоезда.

15 июня 1953 года приказом директора комбината «Москвауголь» Дмитрия Оники было начато строительство детской железной дороги. Строительные работы выполнялись строительными подразделениями комбината под руководством Л. Мисропова и были завершены к концу года.

21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошел первый поезд. Его провели машинист Александр Коновалов и юный машинист Михаил (фамилия неизвестна).

Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции «Берёзки», и детская железная дорога отработала еще один сезон. Но уже к концу 1954 года стало ясно, что собственное детище является слишком большой обузой для комбината «Москвауголь», и была инициирована передача объекта из Минуглепрома в ведение Министерства путей сообщения СССР.

17 декабря 1954 года по распоряжению Председателя Совета министров СССР находящаяся на балансе Министерства угольной промышленности СССР Сталиногорская детская железная дорога была передана в подчинение Министерства путей сообщения СССР и переименована в Малую Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу. Новым начальником от МПС была назначена Мария Казакова.

Для Цитирования:
А. С. Савченко, Тульская детская железная дорога. Железнодорожник. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: