По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.067

Цвет как выражение содержания культуры

Архипова Светлана Вячеславовна аспирант кафедры философии, культурологии и политологии АНО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: svetara.ru@yandex.ru

Автор показывает, что цвет выступает как выражение эмоций, переживаний и стремлений группы, народности, нации. Цветовые характеристики различают как человек, так и животные, однако именно для человека они являются характерным способом воспринимать окружающую нас действительность и передавать свои явные или неосознанные настроения. В статье показано, что цветовое видение, с одной стороны, едино для всех людей, однако оно имеет не только индивидуальное наполнение, но и культурную опосредованность. Материал статьи может быть полезен при подготовке студентов направлений «Дизайн», «Культурология», «Реклама и связи с общественностью» и некоторых других.

Литература:

1. Грабарь И.Э. История русского искусства. — В 6 т. — Т. 6. Живопись. — М.: Кнебель, 1909–1917.

2. Изуцу Т. Цвет в культуре Дальнего Востока. Психология цвета. — М.: Рефл-бук, 1996.

3. Шпенглер О. Закат Европы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

4. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. — В 6 т. — Т. 3. — М., 1964.

5. Юиг Р. Психология цвета / Сборник; пер. с англ. — М.: Рефл-бук; Ваклер, 1996.

По цвету памятников прошлых эпох мы могли бы определить эмоциональный характер исчезнувших народов.

И. Иттен

Для древних культур характерно различие трех основных цветов: белого, красного и черного. Этот факт вызывал много споров. Высказывались предположения, что представители древних цивилизаций не способны были различить цвета, а способность эта развилась у человечества в процессе эволюции. Сегодня ученые склонны считать, что их сетчатка и клетки коры головного мозга функционировали так же, как и у любого другого современного человека, а восприятие цвета едино для всех и является частью человеческой физиологии. Скорее всего, оно заложено в нас еще от наших единых предков, которые передали нам по наследству свое отношение к огню и смене дня и ночи. Но впоследствии каждая из ветвей нашего генеалогического древа ассимилировала их в зависимости от присущих только ей климатических, территориальных и исторических особенностей. На протяжении поколений в каждой определенной местности складывались уклад жизни, свои эстетические предпочтения. Складывались «характеры» этносов и, соответственно, индивидов. Территория со своей гаммой цветов начинала ассоциироваться с определенным укладом жизни, характером.

Проблемами взаимодействия цвета и культуры занимались художники и архитекторы с мировым именем, такие как И. Иттен и В. Кандинский, еще ранее — И.В. Гете в своей работе «К учению о цвете», а также Рунге, Бецольд, Шеврель, Хельцель. Психофизические основы цвета, разработанные Гете, находят подтверждение и развитие в работах самых современных психологов.

С 1960-х годов проводились опыты по оценке зрительного восприятия в разных культурах. Человечество имеет в своем распоряжении единый для всех цветовой спектр, но каждая этническая культура конструирует с его помощью свой неповторимый цветовой образ мира. Впервые это было зафиксировано, когда исследователи обратили внимание, что у ряда народов в языке не хватает терминов для обозначения некоторых цветов. Например, казахи одним словом обозначали голубое и зеленое, и соответствующий термин появился у них только после контакта с другими культурами, имеющими такое разделение.

Для Цитирования:
Архипова Светлана Вячеславовна, Цвет как выражение содержания культуры. Ученый совет. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: