Цифровая трансформация в сфере здравоохранения в целом и в деятельности медицинских учреждений в частности предусматривает последовательное внедрение информационных технологий. Это связано с необходимостью практической реализации гарантий, установленных ст. 41 Конституции Российской Федерации [1], в соответствии с которыми каждому гражданину государство должно обеспечивать получение бесплатных медицинских услуг независимо от места жительства на территории Российской Федерации, что, безусловно, связано с территориальными особенностями оказания медицинских услуг в отечественном здравоохранении.
Как было предусмотрено национальным проектом «Здравоохранение» [2], к 2025 году должны быть обеспечены приоритетные цели, предусматривающие необходимость решения конкретных задач дальнейшей оптимизации оказания медицинских услуг, в частности:
• развитие механизмов взаимодействия медицинских учреждений на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
• внедрение инновационных медицинских технологий, включающих раннюю диагностику и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
• формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием геоинформационной системы;
• обеспечение медицинских учреждений квалифицированными кадрами, а также внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
• обеспечение справедливой оплаты труда медицинских работников, включая реализацию единых подходов к формированию систем оплаты труда медицинских учреждений разных регионов, а также региональное выравнивание заработной платы медицинских работников с сохранением общих подходов, определенных Президентом Российской Федерации [3].
Цифровая трансформация в сфере здравоохранения — это в первую очередь расширенное применение информационных технологий на основе оснащения медучреждений высокотехнологичным оборудованием, компьютерной техникой, применения теле- и видеотехнологий в процессе оказания удаленных медицинских услуг. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [4] определяет телемедицинские технологии как информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.