По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Цифровые послы»: альтернативный инструмент борьбы с «республикой Google»?

В настоящей статье исследуется решение правительства Дании ввести институт «цифрового посольства», а вместе с ним учредить и должность «цифрового посла» для связи с крупными технологическими компаниями мира, главным образом базирующимися в США. Учитывая то, что такие гиганты, как Facebook, Google и Twitter имеют больше влияния, чем многие маленькие страны, правительство Дании приняло решение о включении в программу национального развития пункт о налаживании сотрудничества с данными корпорациями, а также установлении с этими «республиками» дипломатических отношений. Принимая во внимание ряд потенциальных проблем и мотивов, датская инициатива является необходимой и разумной мерой в условиях современных тенденций мировой политики и высоких технологий. Однако с дипломатической точки зрения, политический проект Дании противоречит традиционной дипломатии. Несмотря на то, что существует ряд исторических примеров продвижения подобными корпорациями своих бизнес-моделей за рубежом посредством политической деятельности, пусть и расценивающейся некоторыми странами как не слишком дружелюбной, диалог «государство — корпорация» не должен принадлежать к сфере дипломатических отношений, в основе которых заложен принцип взаимодействия, прежде всего между государствами. Скорее всего, инициатива датского государства базируется на стремлении совместить дипломатию, технологии и политический маркетинг с целью улучшить свой имидж перед своими гражданами, а также перед лицом всего мирового сообщества. Не говоря уже о том, что в рамках данной стратегии, которая открывает двери новому виду мирового порядка — корпоративизму, были выгодно использованы политическая позиция и мировое лидерство крупных корпораций. Наконец, в настоящей статье был произведен отбор, сопоставление и систематизация информации из различных газетных источников с целью нахождения ориентиров для большего понимания рассматриваемой идеи, а также для дальнейших исследований взаимодействия дипломатии и технологии.

Литература:

1. 20MINUTOS.ES. 2015. Amazon.es crea una sucursal en España para tributar por las ventas en el país. (29-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.20minutos.es / noticia / 2473070 / 0 / amazon / sucursalespana / tributa / #xtor=AD-15&xts=467263 (дата обращения: 19.11.2017).

2. ARELLANO, Alfonso; y otros. 2016. Brecha digital y desarrollo. (27-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.bbvaresearch.com / wp-content / uploads / 2016 / 07 / TICs_BrechaDigital.pdf (дата обращения: 19.11.2017).

3. BÁRCENA, Alicia. 2016. En: Evasión y elusión fiscal le cuesta US$ 320.000 millones a América Latina. (17-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rpp.pe / economia / internacional / evasion-y-elusion-fiscal-le-cuesta-us-320000-millones-a-america-latina-noticia-939019 (дата обращения: 19.11.2017).

4. BJOLA, Corneliu. En: ESPARZA, Pablo. 2017. ¿Por qué Dinamarca creará la primera embajada digital del mundo para lidiar con Google, Facebook y otros gigantes tecnológicos? (07-05-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com / mundo / noticias-38917336 (дата обращения: 19.11.2017).

5. BORRINI, Alberto. 2017. Diplomacia: La hora de los embajadores digitales. (07-05-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adlatina.com / digital / diplomacia-la-hora-de-los-embajadores-digitales (дата обращения: 19.11.2017).

6. BOYES, PHILIP. 2013. Kosovo’s Digital Diplomats. (09-05-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://foreignpolicy.com / 2013 / 12 / 06 / kosovos-digital-diplomats / (дата обращения: 19.11.2017).

7. CEBRAÍN, Belén D. 2017. Dinamarca abre embajada en Silicon Valley. (28-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://internacional.elpais.com / internacional / 2017 / 03 / 22 / actualida d / 1490179740_149597.html (дата обращения: 19.11.2017).

8. COMISIÓN EUROPEA. 2016. Una fiscalidad equitativa: la Comisión presenta nuevas medidas contra la elusión del impuesto sobre sociedades. (17-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://europa.eu / rapid / press-release_IP-16-159_es.htm (дата обращения: 19.11.2017).

9. CONSIGLI, José. 2017. En: Países nombran «embajadores» para negociar con las multinacionales ( ¿Las empresas son Estados?). (18-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ubp.edu.ar / prensa / 01022017-paises-nombran-embajadores-negociar-las-multinacionales-las-empresas-estados / (дата обращения: 19.11.2017).

10. CORRINO, Iván. 2016. ¡Disparen contra los monopolios! (18-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// inversor.global / 2016 / 02 / disparen-contra-los-monopolios / (дата обращения: 19.11.2017).

11. COSTELLO, Nicholas; MICHIE, Jonathan; MILNE, Seumas. 1990. Beyond the casino economy: planning for the 1990s. Verso Books. США.

12. COSTELLO, Nicholas; MICHIE, Jonathan; MILNE, Seumas. 1991. Industrial restructuring and public intervention: Planning the digital economy. En: The Economics of Restructuring and Intervention Ed. MICHIE, Jonathan. Aldershot, Hants, England. Brookfi eld. США.

13. DAHL, Marianne. 2017. En: Dinamarca nombrará a un embajador «digital». (18-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.abc.es / internacional / abci-dinamarca-nombrara-embajador-digital-201701271759_noticia.html (дата обращения: 19.11.2017).

14. DIZRAD Jr, W. 2001. Digital Diplomacy U. S. foreign policy in the information age.Praeger. Великобритания.

15. DSMEDIA. 2015. Digital Albania and digital Kosovo, agreement signed. (18-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://digitalspoiler.com / digital-albania-and-digital-kosovo-agreement-signed / (дата обращения: 19.11.2017).

16. EUROPA PRESS. 2016. El Tesoro de EEUU carga contra Bruselas por su trato fiscal hacia Apple, Amazon o Starbucks. (17-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eleconomista.es / economia / noticias / 7783309 / 08 / 16 / Economia-El-Tesoro-de-EEUU-carga-contra-Bruselas-por-su-trato-fiscal-hacia-Apple-Amazon-o-Starbucks.html (дата обращения: 19.11.2017).

17. EUROPEAN COMMISSION. 2015. Communication from the Commission to the European Parliament and The Council: A Fair and Efficient Corporate Tax System in the European Union: 5 Key Areas for Action. Бельгия.

18. EUROPEAN COMMISSION. ACTION PLAN ON CORPORATE TAXATION. (17-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu / taxation_customs / business / company-tax / action-plan-corporate-taxation_en (дата обращения: 19.11.2017).

19. FRAZIER, Mya. 2013. The New Digital State?. (08-05-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slate.com / articles / technology / future_tense / 2013 / 04 / new_digital_age_how_google_ took_on_jobs_that_used_to_be_reserved_for_government.html (дата обращения: 19.11.2017).

20. GLOBAL EVENT FOR DIGITAL BUSINESS. 2017. An envoy from the kingdom of Denmark goes to the court of Facebook. (18-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cebit.de / en / news / article / news-details_39884–503365. xhtml (дата обращения: 19.11.2017).

21. GLOBAL JUSTICE NOW. 2016. 10 biggest corporations make more money than most countries in the world combined. (07-05-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globaljustice.org.uk / news / 2016 / sep / 12 / 10-biggest-corporations-make-more-money-most-countries-world-combined (дата обращения: 19.11.2017).

22. GOOGLE OFFICIAL BLOG. 2011. Some weekend work that will (hopefully) enable more Egyptians to be heard. (09-05-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// googleblog.blogspot.ru / 2011 / 01 / some-weekend-work-that-will-hopefully.html (дата обращения: 19.11.2017).

23. GURRÍA, Ángel. 2015. En: OCDE va tras multinacionales que evitan pago de impuestos. (17-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elpais.com.uy / economia / noticias / ocde-multinacionales-que-evitan-pago.html (дата обращения: 19.11.2017).

24. INTERNATIONAL CONSORTIUM OF INVESTIGATIVE JOURNALISTS. 2014. Explore the Documents: Luxembourg Leaks Database. (17-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.icij.org / project / luxembourg-leaks / explore-documents-luxembourg-leaks-database (дата обращения: 19.11.2017).

25. INTERNATIONAL CONSORTIUM OF INVESTIGATIVE JOURNALISTS. 2014. Explore the Documents: Luxembourg Leaks Database. (17-03-2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.icij.org / project / luxembourg-leaks / explore-documents-luxembourg-leaks-database (дата обращения: 19.11.2017).

Понятие «электронная экономика»1 (англ. Digital Economy) обозначает экономическую деятельность, основанную на цифровых технологиях (Интернет и мобильные приложения) и коммуникациях. Однако в процессе развития данной концепции оказалось, что некоторые социальные группы более осведомлены о ее характеристиках в отличие от остальных. По мере того как Интернет просачивается в жизнь всего общества, при этом оказывая влияние на поведение экономических агентов, образуется ряд технологических трудностей, которые в конце ХХ века понимали немногие. В то время все признавали большой потенциал Интернета как источника дохода, но не все знали, как его эффективно использовать.

В 80-е гг. ХХ века эта тема вызвала наибольший интерес среди ученых. Тогда вышла в свет книга «Beyond the casino economy: planning for the 1990s» [11], авторами которой являются Сеумас Милн (Seumas Milne), Джонатан Мичи (Jonathan Michie) и Николас Костелло (Nicholas Costello). В ней впервые был употреблен термин «электронная экономика» и была выдвинута идея о том, что в конце ХХ века технологический прогресс окажет благотворное влияние на развитие новой «более ускоренной» экономики. Два года спустя этими же авторами была написана статья, в которой утверждалось, что научно-технический прогресс, глобализация рынков и продукции сказались на традиционной структуре мировой экономики, в особенности на формах банковских сделок [12]. Однако по прошествии четырех лет, в то самое время, когда Интернет распространился по всей территории Соединенных Штатов Америки (США), Дон Тапскотт (Don Tapscott) сделал огромный шаг вперед в изучении данной темы, отразив свои идеи в книге «The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence» [49]. В своем исследовании Тапскотт отвечает на вопрос, будоражащий умы всех руководителей, чей взор обращен в будущее США: что значат для меня и моего бизнеса новые технологии? Тапскотт четко и доступно объясняет, как технологический прогресс и предпринимательские стратегии видоизменяют не только процессы ведения бизнеса, но и форму, в которой создаются товары и услуги; в своей книге ученый также описывает формы, в которых компании (при переходе к другой экономике) и новое общество, основанное на равенстве, справедливости и демократии, могли использовать Интернет для получения дохода. Впоследствии за Тапскоттом закрепился статус родоначальника понятия цифровой экономики. В 2001 г. Томас Месенбург (Thomas Mesenbourg) рассмотрел ее основы и сделал вывод о том, что цифровая экономика зиждется на трех столпах [31]:

Для Цитирования:
Альфредо А. Т, «Цифровые послы»: альтернативный инструмент борьбы с «республикой Google»?. Посольства России и мир. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: