По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 528

Цифровые модели в сфере железнодорожного транспорта

Оленич А.И. Российский университет транспорта (МИИТ), Россия, Москва
Баяндурова А.А. Российский университет транспорта (МИИТ), Россия, Москва
Варвянская К.И. Российский университет транспорта (МИИТ), Россия, Москва

В статье проведен анализ цифровых моделей. Дано определение термину «цифровая модель». Представлены параметры и свойства цифровых моделей. Были подробно рассмотрены основные свойства цифровой модели местности. Показана важность цифровой модели на железнодорожном транспорте. Показано многообразие задач, которые решаются цифровым моделированием.

Литература:

1. Иванников А.Д., Кулагин В.П., Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Прикладная геоинформатика. — М.: МАКС Пресс, 2005. — С. 360.

2. Куприянов А.О. Цифровое моделирование при проектировании и мониторинге трасс // Образовательные ресурсы и технологии. — 2017. — №1 (1). — С. 70–81.

3. Цветков В.Я. Цифровые карты и цифровые модели // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — №4. — Часть 2. — С. 348–351.

4. Гаврилова В.В., Шайтура С.В. Информационные модели данных и баз знаний в геоинформационных системах // Славянский форум. — 2016.— №2 (12). — C. 71–85.

5. Шайтура С.В. Информационные модели данных и баз знаний в геоинформатике // Славянский форум. — 2012. — №2 (2). — С. 69–79.

6. Шайтура С.В. Технология моделирования бизнес-процессов / В книге: Управление ресурсами предприятий. — Кожаев Ю.П., Шайтура С.В. — Институт гуманитарных наук, экономики и информационных технологий. — Бургас, 2016. — C. 85–96.

7. Антоненкова А.В., Шайтура С.В. Анализ информационных систем в логистике // Транспортное дело России. –2015. — №5. — С. 105–106.

8. Шайтура С.В. Интеллектуальный анализ геоданных // Перспективы науки и образования. — 2015. — №6 (18). — С. 24–30.

9. Шайтура С.В. Интеллектуальный анализ данных // Славянский форум. — 2015. — №2 (8). — С. 341–350.

10. Лёвин Б.А., Круглов В.М., Матвеев С.И., Цветков В.Я., Коугия В.А. Геоинформатика транспорта. — М.: ВИНИТИ РАН, 2006. — С. 336.

11. Александрова Л.Я., Шайтура С.В .ППП ЦММ. Программа расчета и автоматического вычерчивания картограмм земляных масс (ALKOR).— М., 1984.

12. Dyshlenko S.G. Principles of geoinformation modeling // European Journal of Technology and Design. — 2016. — №1 (11). — С. 13–19.

13. Шайтура С.В. Электронно-геоинформационные ресурсы и технологии // Науки о Земле. — 2012. — №2. — C. 65–68.

14. Булгаков С.В. Особенности пространственного моделирования // Вестник МГТУ МИРЭА. — 2014. — №2 (3). — С. 145–155.

15. Куприянов А.О. Цифровое моделирование железнодорожного пути // Образовательные ресурсы и технологии.— 2016. — №3 (15). — С. 104–114.

16. Баяковский Ю.М., Шайтура С.В. ГРАФОР: Комплекс графических программ на Фортране. Построение линий уровня. — Препринт Института прикладной математики им. М.В. Келдыша АН СССР. — М., 1977.

17. Конарев Н.С. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 559.

18. Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Создание динамической пространственно-временной модели управления железной дорогой // Геодезия и картография. — 2010. — №8. — С. 48–51.

19. Дешко И.П. Информационное конструирование: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2016. — С. 64. ISBN 978–5-317-05244-7.

20. Розенберг И.Н., Цветков В.Я., Романов И.А. Управление железной дорогой на основе спутниковых технологий // Государственный советник. — 2013. — №4. — С. 43–50.

21. Шайтура С.В., Сумзина Л.В. Геоинформационный сервис при выборе маршрута шелкового пути // Славянский форум. — 2017. — №2 (16). — С. 209–212

22. Розенберг И.Н., Макаров С.О. Геоинформационный сервис в железнодорожном транспорте // Славянский форум. — 2017. — №3 (17). — С. 150–156.

23. Сумзина Л.В., Шайтура С.В. Геоинформационный сервис как профиль образовательной программы // Славянский форум. — 2017. — №3 (17). — С. 14–23.

24. Сумзина Л.В., Шайтура С.В. Геоинформационный сервис как составная часть обучения конструкторов // Конструкторское бюро. — 2018. — №1 (132). — С. 64–74.

25. Сумзина Л.В., Шайтура С.В. Подготовка кадров по геоинформационному сервису // Отходы и ресурсы — 2017 — Т. 4. — №3. — С. 9

26. Замышляев А.М. Эволюция цифрового моделирования // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — Т. 1. — №1 (1). — С. 82–91.

27. Антоненкова А.В., Неделькин А.А. Принципы организации учетно-аналитических процедур и модели документооборота в корпоративных информационных системах // Транспортное дело России. — 2012. — № 6S. — С. 28–31.

28. Титов В.А., Неделькин А.А. Проектирование гипертекстовой модели электронно-цифровой библиотеки // Системный администратор. 2015. — № 11 (156). — С. 88–91.

29. Неделькин А.А. Возможности использования гипертекстов и история их развития // Славянский форум. — 2015. — №3 (9). — С. 190–199.

30. Титов В.А., Неделькин А.А. Возможности и перспективы использования гипертекста в экономическом университете // Транспортное дело России. — 2015. — №4. — С. 17–18.

31. Nedelkin A.A., Titov V.A., Novikov S.V., Sannikov D.V., Mikhailova A.V., Popova L.N. Development of human resources of agro-industrial complex // Journal of Applied Economic Sciences. — 2017. — V. 12. — N7 (53). — P. 1932–1942.

32. Гаврилова В.В., Шайтура С.В. Информационные модели данных и баз знаний в геоинформационных системах // Славянский форум. — 2016. — №2 (12). — C. 71–85.

33. Микрюков М.А., Шайтура С.В. Семантическая сеть базы знаний технической поддержки // Славянский форум. — 2016. — №1 (11). — C. 98–105.

34. Шайтура С.В. Информационные модели данных и баз знаний в геоинформатике // Славянский форум. — 2012. — №2 (2). — C. 69–79.

35. Шайтура С.В. Информация, данные, знания, система // Славянский форум. — 2012. — №2 (2). — С. 240–250.

Геоинформатика как наука формировалась первоначально с ярко выраженным технологическим аспектом на основе интеграции наук топографо-геодезического производства: геодезии, фотограмметрии, дистанционных исследований, картографии и др. [1]. С появлением новых компьютерных технологий появилась возможность решать разного рода задачи, связанные с геоинформатикой. Использование современных геоинформационных технологий позволяет обеспечить поддержку принятия решений на всех стадиях проектирования железных дорог [2]. Для этого используют метод цифрового моделирования, который в свою очередь является инструментом для решения инженерных вопросов: описания исследуемых объектов или процессов. В связи с этим возникает необходимость изучения создаваемых цифровых моделей исследуемых объектов для выявления их достоинств и недостатков по сравнению с существующими представлениями объектов исследования и возможных сфер их применения на железнодорожном транспорте [3].

В статье представлен обзор на тему цифрового моделирования в железнодорожной сфере. Для написания данной статьи был использован материал существующих работ в области геоинформационного цифрового моделирования [4–6]. Были использованы следующие методы исследования: системный анализ, пространственный анализ, системный анализ в геоинформационных цифровых моделях [7–9].

2.1. Понятие цифровой модели

Развитие компьютерных технологий и систем для автоматизированной обработки информации послужило источником для появления нового направления в моделировании — цифровое моделирование [10, 11]. Термин «цифровые» был заимствован из названия «цифровые вычислительные машины» (МВЦ) [1]. Существовало два типа вычислительных машин:

Аналоговые, предназначенные для обработки непрерывных аналоговых сигналов. Для таких вычислительных систем использовали электронные схемы [1], где происходило преобразование информации в соответствии с заранее заданным алгоритмам.

Цифровые — обработка данных производится при помощи набора программ. Такие вычислительные машины были более универсальны.

Для Цитирования:
Оленич А.И., Баяндурова А.А., Варвянская К.И., Цифровые модели в сфере железнодорожного транспорта. Железнодорожник. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: