По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323 DOI:10.33920/pol-01-2307-03

Цифровые компетенции государственных служащих

Устинович Елена Степановна д-р полит.н., доцент; ФГБОУ ВО Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова), Россия, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., 1/21 (lenausti@mail.ru; +79606945656), ORCID ID: 0000-0002-7690-8504

В настоящей статье предпринята одна из попыток рассмотрения проблемы цифровой компетентности государственных служащих как существенного фактора полноценного осуществления информационных прав и свобод граждан, оптимизации административной процедуры и реализации национальных интересов в информационной сфере в современной научной литературе. Представлена интерпретация термина «цифровая компетентность», охарактеризовано современное состояние государственной службы в Российской Федерации как основы ее развития, проанализированы основные аспекты цифровой компетентности государственных органов. Современный государственный служащий любого уровня должен быть готов к ситуации мобильного, грамотного реагирования на обращения граждан, что предполагает его профессионализм и высокий уровень цифровой грамотности. Само собой разумеется, что все государственные органы, независимо от их статуса и полномочий, обладают достаточным уровнем цифровых навыков. Подготовленных кадров для работы в цифровой среде в министерствах и ведомствах, других институтах государственной власти должно быть достаточно. Таким образом, адекватный уровень цифровой компетентности в наши дни является актуальным.

Литература:

1. Авакьян С.А. Новейшие и традиционные задачи конституционного права как науки и отрасли. Конституционно-правовое развитие современной России: тенденции, приоритеты, проблемы: материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 4–5 июня 2021 г. / Администрация главы Республики Башкортостан, ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при главе Республики Башкортостан», Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Уфа: Мир печати, 2022: 30–33. EDN HTHWRM.

2. Авакьян С.А. Проблемы активизации личности в социальном государстве. Конституционно-правовые основы развития Республики Беларусь как социального государства в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции, Минск, 3–4 октября 2019 г. / Редколлегия: Г.А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. Минск: Белорусский государственный университет, 2019: 23–28. EDN TQLYQT.

3. Алетдинова А.А. Цифровые компетенции и возраст их носителей. Цифровизация экономических систем: теория и практика. СПб.: Политех-Пресс, 2020: 773–793. DOI 10.18720/IEP/2020.3/34. EDN DWXEEW.

4. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: Формула права, 2008; 508 с.

5. Борискин, В.В. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Борискин, Н.М. Поликарпова, С.Г. Тихомиров, В.В. Борискин, Н.М. Поликарпова, С.Г. Тихомиров. М.: Проспект, 2006; 356 с. ISBN 5-482-00503-8. EDN QWMBUD.

6. Коротков, А.В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / А.В. Коротков, Б.В. Кристальный, И.Н. Курносов, А.В. Коротков, Б.В. Кристальный, И.Н. Курносов. М.: ТРЕЙН, 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. EDN QQKVQZ.

7. Устинович Е.С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении. Административное право и процесс. 2011; 4: 21–24. EDN NUDZOT.

8. Устинович Е.С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Административное право и процесс. 2010; 2: 13–16. EDN LAFJSB.

9. Устинович Е.С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования. Юридический мир. 2009; 4: 33–36. EDN KDSHVF.

10. Устинович Е.С. Социальное государство в условиях информационного развития. Социальная политика и социальное партнерство. 2017; 11: 27–34. EDN ZXLGXV.

11. Устинович Е.С. Цифровизация социальной сферы в России. Социальная политика и социальное партнерство. 2019; 2: 32–36. EDN SRAPFR.

12. Устинович Е.С. Система информационной деятельности федеральных органов исполнительной. М.: Юридическая кн., 2009; 255 с. EDN QSFVEP.

13. Устинович, Е.С. Доктринальное обеспечение государственной политики национальной безопасности России в контексте конституционной реформы 2020 года / Е.С. Устинович, Д.Л. Цыбаков. Среднерусский вестник общественных наук. 2020; 15, 4: 142–151. DOI 10.22394/2071-2367-2020-15-4-142-151. EDN BFEMGQ.

14. Устинович, Е.С. Конституционно-правовые основы информационной деятельности: научное издание / Е.С. Устинович; Юго-Западный государственный университет. Курск: Курский институт государственной и муниципальной службы, 2006; 328 с. ISBN 978-5-88711-323-4. EDN UWEMQO.

15. Устинович, Е.С. Электронное государство: взаимодействие органов публичной власти и общества (политико-правовой аспект) / Е.С. Устинович; Юго-Западный государственный университет. М.: ООО «Русальянс «Сова»», 2018; 90 с. ISBN 978-5-4365-2501-3. EDN UVZEKN.

16. Устинович, Е.С. Системный подход к пониманию информационной деятельности в государственной сфере. Информационное право. 2007; 4: 3–5. EDN JWSUCN.

17. Шахворостов, Г.И. Об актуальности цифровых компетенций государственных служащих Российской Федерации в условиях цифровой трансофрмации / Г.И. Шахворостов, А.С. Гаркавцева / Исследовательский потенциал гуманитарно-экономических наук в современном высшем учебном заведении: межвузовский сборник научных трудов межвузовской заочной научно-теоретической конференции, Воронеж, 30 октября 2020 г. Вып. 11. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020: 316–321. EDN ZDHHLS.

18. Über den staatlichen Zivildienst der Russischen Föderation. Föderalgesetz vom 27. Juni 2004 Nr. 70-FG mit Änderungen vom 2. Februar 2006 Nr. 19-FG // Verfassungsrecht Russlands: Sammelwerk der Normativakte/ Herausgeber — S. Awakjan. M.: TK Welbi, 2007: 299.

19. Präsidialerlass der Russischen Föderation vom 19. November 2002. Nr. 1336 «Über das Föderalprogramm «Reformierung des staatlichen Dienstes der Russischen Föderation (2003-2005) “// Sammlung der Gesetzgebung der Russischen Föderation. 2002. Nr. 47. Artikel 4664.

20. Präsidialerlass der Russischen Föderation vom 12. Dezember 2005. Nr. 1437 «Über die Verlängerung der Realisierungsfrist vom Föderalprogramm «Reformierung des staatlichen Dienstes der Russischen Föderation (2003–2005) für die Jahre 2006–2007»// Sammlung der Gesetzgebung der Russischen Föderation. 2005. Nr. 51. Artikel 5514.

21. Verordnung der Regierung von Russischer Föderation vom 28. Januar 2002 Nr. 65 «Über das Föderale Zielprogramm «Elektronisches Russland (2002–2010) “// 531.

22. Russland 2020. Hauptaufgaben der Landentwicklung. M.: Verlag «Europa», 2008: 36.

23. Erklärendes Wörterbuch der russischen Sprache: in 4 Bänden. B.1/ herausgegeben von Professor D. Uschakow. M.: TERRA, 1996: 1427.

1. Avak‘yan S.A. Novejshie i tradicionnye zadachi konstitucionnogo prava kak nauki i otrasli. Konstitucionno-pravovoe razvitie sovremennoj Rossii: tendencii, prioritety, problemy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ufa, 4–5 iyunya 2021 g. / Administraciya glavy Respubliki Bashkortostan, GBOU VO «Bashkirskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby i upravleniya pri glave Respubliki Bashkortostan», Akademiya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus‘, Akademiya gosudarstvennogo upravleniya pri Prezidente Respubliki Kazahstan. Ufa: Mir pechati, 2022: 30–33. EDN HTHWRM.

2. Avak‘yan S.A. Problemy aktivizacii lichnosti v social‘nom gosudarstve. Konstitucionno-pravovye osnovy razvitiya Respubliki Belarus‘kak social‘nogo gosudarstva v sovremennyh usloviyah: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 3–4 oktyabrya 2019 g. / Redkollegiya: G.A. Vasilevich (otv. red.) [i dr.]. Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 23–28. EDN TQLYQT.

3. Aletdinova A.A. Cifrovye kompetencii i vozrast ih nositelej. Cifrovizaciya ekonomicheskih sistem: teoriya i praktika. SPb.: Politekh-Press, 2020: 773–793. DOI 10.18720/IEP/2020.3/34. EDN DWXEEW.

4. Barcic I.N. Reforma gosudarstvennogo upravleniya v Rossii: pravovoj aspekt. M.: Formula prava, 2008; 508 s.

5. Boriskin, V.V. Gosudarstvennoe upravlenie, gosudarstvennaya sluzhba i ih dokumentacionnoe obespechenie: ucheb. posobie dlya studentov vuzov / V.V. Boriskin, N.M. Polikarpova, S.G. Tihomirov, V.V. Boriskin, N.M. Polikarpova, S.G. Tihomirov. M.: Prospekt, 2006; 356 s. ISBN 5-482-00503-8. EDN QWMBUD.

6. Korotkov, A.V. Gosudarstvennaya politika Rossijskoj Federacii v oblasti razvitiya informacionnogo obshchestva / A.V. Korotkov, B.V. Kristal‘nyj, I.N. Kurnosov, A.V. Korotkov, B.V. Kristal‘nyj, I.N. Kurnosov. M.: TREJN, 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. EDN QQKVQZ.

7. Ustinovich E.S. Podhody k sovershenstvovaniyu zakonodatel‘stva ob informacionnoj deyatel‘nosti v gosudarstvennom upravlenii. Administrativnoe pravo i process. 2011; 4: 21–24. EDN NUDZOT.

8. Ustinovich E.S. Massovoe informirovanie v informacionnoj deyatel‘nosti federal‘nyh organov ispolnitel‘noj vlasti Rossijskoj Federacii. Administrativnoe pravo i process. 2010; 2: 13–16. EDN LAFJSB.

9. Ustinovich E.S. Informacionnaya deyatel‘nost‘federal‘nyh organov ispolnitel‘noj vlasti kak special‘nyj ob»ekt pravovogo regulirovaniya. YUridicheskij mir. 2009; 4: 33–36. EDN KDSHVF.

10. Ustinovich E.S. Social‘noe gosudarstvo v usloviyah informacionnogo razvitiya. Social‘naya politika i social‘noe partnerstvo. 2017; 11: 27–34. EDN ZXLGXV.

11. Ustinovich E.S. Cifrovizaciya social‘noj sfery v Rossii. Social‘naya politika i social‘noe partnerstvo. 2019; 2: 32–36. EDN SRAPFR.

12. Ustinovich E.S. Sistema informacionnoj deyatel‘nosti federal‘nyh organov ispolnitel‘noj. M.: YUridicheskaya kn., 2009; 255 s. EDN QSFVEP.

13. Ustinovich, E.S. Doktrinal‘noe obespechenie gosudarstvennoj politiki nacional‘noj bezopasnosti Rossii v kontekste konstitucionnoj reformy 2020 goda / E.S. Ustinovich, D.L. Cybakov. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2020; 15, 4: 142–151. DOI 10.22394/207 1-2367-2020-15-4-142-151. EDN BFEMGQ.

14. Ustinovich, E.S. Konstitucionno-pravovye osnovy informacionnoj deyatel‘nosti: nauchnoe izdanie / E.S. Ustinovich; YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet. Kursk: Kurskij institut gosudarstvennoj i municipal‘noj sluzhby, 2006; 328 s. ISBN 978-5-88711-323-4. EDN UWEMQO.

15. Ustinovich, E.S. Elektronnoe gosudarstvo: vzaimodejstvie organov publichnoj vlasti i obshchestva (politiko-pravovoj aspekt) / E.S. Ustinovich; YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet. M.: OOO «Rusal‘yans «Sova»», 2018; 90 s. ISBN 978-5-4365-2501-3. EDN UVZEKN.

16. Ustinovich, E.S. Sistemnyj podhod k ponimaniyu informacionnoj deyatel‘nosti v gosudarstvennoj sfere. Informacionnoe pravo. 2007; 4: 3–5. EDN JWSUCN.

17. SHahvorostov, G.I. Ob aktual‘nosti cifrovyh kompetencij gosudarstvennyh sluzhashchih Rossijskoj Federacii v usloviyah cifrovoj transofrmacii / G.I. SHahvorostov, A.S. Garkavceva / Issledovatel‘skij potencial gumanitarno-ekonomicheskih nauk v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov mezhvuzovskoj zaochnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii, Voronezh, 30 oktyabrya 2020 g. Vyp. 11. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2020: 316–321. EDN ZDHHLS.

18. Über den staatlichen Zivildienst der Russischen Föderation. Föderalgesetz vom 27. Juni 2004 Nr. 70-FG mit Änderungen vom 2. Februar 2006 Nr. 19-FG // Verfassungsrecht Russlands: Sammelwerk der Normativakte/ Herausgeber — S. Awakjan. M.: TK Welbi, 2007: 299.

19. Präsidialerlass der Russischen Föderation vom 19. November 2002. Nr. 1336 «Über das Föderalprogramm «Reformierung des staatlichen Dienstes der Russischen Föderation (2003-2005) “// Sammlung der Gesetzgebung der Russischen Föderation. 2002. Nr. 47. Artikel 4664.

20. Präsidialerlass der Russischen Föderation vom 12. Dezember 2005. Nr. 1437 «Über die Verlängerung der Realisierungsfrist vom Föderalprogramm «Reformierung des staatlichen Dienstes der Russischen Föderation (2003–2005) für die Jahre 2006–2007»// Sammlung der Gesetzgebung der Russischen Föderation. 2005. Nr. 51. Artikel 5514.

21. Verordnung der Regierung von Russischer Föderation vom 28. Januar 2002 Nr. 65 «Über das Föderale Zielprogramm «Elektronisches Russland (2002–2010) “// 531.

22. Russland 2020. Hauptaufgaben der Landentwicklung. M.: Verlag «Europa», 2008: 36.

23. Erklärendes Wörterbuch der russischen Sprache: in 4 Bänden. B.1/ herausgegeben von Professor D. Uschakow. M.: TERRA, 1996: 1427.

Статья поступила 15.05.2023.

The article was received on 15.03.2023.

In dem vorliegenden Beitrag wurde einer der in moderner Wissenschaftsliteratur unzahlreichen Versuche der Berücksichtigung vom Problem der Digital-Kompetenz der Staatsbeamten als wesentlicher Faktor vollständiger Ausübung von Informationsrechten und -Freiheiten der Staatsbürger Russlands, der Optimierung des verwaltungsbehördlichen Verfahrens und der Verwirklichung des Nationalinteresses im Informationsbereich durchgeführt. Es wird die Auslegung des Begriffs «Digital-Kompetenz der Staatsbehörden» vorgelegt, aktueller Zustand des Staatsdienstes in Russland als Grundlage seiner Entwicklung charakterisiert, die Hauptgründe des unbefriedigenden Niveaus von Digital-Kompetenz der Staatsbehörden analysiert.

Es sei betont, dass die Behandlung des Problems von der Digital-Kompetenz eines Staatsbehörden gewinnt seine Aktualität sowohl im Sinne der demokratischen Wandlungen und der Durchführung von Verwaltungsreformen, als auch der gesamten raschen Sozialänderungen, die für die russische Gesellschaft in der letzten Zeit kennzeichnend sind [1, 30–33; 17, 316–321]. Die einzelnen Gelehrten verweisen direkt darauf, dass gerade die Orientierung der Verhältnisse im Personalbestand auf den Personalprofessionalismus die hochqualifizierte Lösung der Staatsverwaltungsaufgaben gewährleistet [3, 773–793; 2, 23–28; 15].

Es soll vorbehalten werden, dass der Begriff «Digital-Kompetenz» der Staatsbehörden heutzutage nicht nur unerforscht in russischen Politik- und Rechtwissenschaften ist, sondern auch dieses Problem selbst in Artikeln der Wissenschaftsliteratur nicht erhoben wird.

Im erklärenden Wörterbuch der russischen Sprache, herausgegeben von Professor D. Uschakow, wird folgende Definition des Begriffes «Kompetenz» angegeben: Das ist «Informiertheit, Autoritaet» [23]. In dem vorliegenden Beitrag wird unter Digital-Kompetenz der Staatsbehörden durch die Autoren folgendes anerkannt: Das sind vor allem Anfangsfertigkeiten der Staatsbehörden im Bereich der Computerkenntnisse, ihre Fähigkeit zur Nutzung des Personalcomputers, anderer Informationstechnologien, darunter auch solcher grundlegenden Internet-Services wie E-Mail und zu ihrer Benutzung in beruflicher Tätigkeit usw [9, 33–36; 12; 14].

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, Цифровые компетенции государственных служащих . Социальная политика и социальное партнерство. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: