Современные производственные цифровые технологии, включающие программно-аппаратные комплексы автоматического контроля качества продукции и повышения безопасности производства, предусматривают технологическую подготовку производства с использованием моделирования производственных процессов в единой виртуальной среде. За счет виртуального воспроизведения производственных процессов цифровые системы позволяют сократить риски и затраты, ускорить ввод в эксплуатацию производственного оборудования, выявить опасные, экономически и технологически проблемные места в производственных циклах и технологиях. Без погружения в реальное производство цифровые модели позволяют оценивать различные варианты организации производства в целях его оптимизации и достижения требуемого уровня безопасности.
Интеллектуальная информационная технология обучения безопасности производства, базирующаяся на актуальных профессиональных знаниях высококвалифицированных специалистов с учетом знаний ответственных за обучение и самих обучаемых, реализованная ресурсами сетевых цифровых интеллектуальных систем обучения (ЦСО БП), встраивается в цифровые технологии конкретного производства и предусматривает использование всего набора имитационных моделей, связанных с обеспечением безопасности данного производства [1–10].
Совокупность имитационных моделей производственных процессов обеспечивает анализ и оптимизацию производственных систем и выбор безопасных, экономически целесообразных стратегий управления системами. Реализация ресурсов имитационного моделирования позволяет выполнить оценку эффективности функционирования существующей производственной системы, проанализировать возможные риски, выполнить выбор рациональной организационнотехнологической структуры, включая организацию безопасных рабочих мест.
Применение ЦСО БП обеспечивает повышение безопасности производства в результате повышения уровня знаний и компетенций персонала и снижения аварийности производства, производственного травматизма и производственно обусловленной заболеваемости по причинам необученности персонала; достижение целесообразной надежности и эффективности всех процессов цифрового обучения; организацию однократного ввода данных и сведений в необходимом объеме, с требуемой периодичностью и логическим контролем правильности; представление результатов цифрового обучения единообразными формами утвержденных выходных документов; организацию эффективных процедур цифровых инструктажа, подготовки и аттестации персонала по безопасности производства на базе персонифицированных моделей обучаемых и аттестуемых.