По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.518.3: 006.88: 614.8

Цифровые интеллектуальные системы обучения безопасности производства

Халин Е. В. д-р техн. наук, НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ, e-mail: info@techintell.ru

Подготовка и контроль знаний работающих по безопасности производства с применением сетевых цифровых интеллектуальных систем обучения, содержащих формализованные знания в текстовом и графическом представлении и имитационные модели в виде распределенных баз данных и знаний, рассматривается как важнейший элемент организации безопасного производства на базе цифровых технологий. При встраивании систем обучения в конкретное цифровое производство образовательный контент при необходимости дополняется и развивается ответственными за обучение и самими обучаемыми в составе образовательного ресурса цифровых организаций для подготовки и переподготовки кадров.

Литература:

1. Халин Е. В. Информационная технология обеспечения безопасности производства. — М.: НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ, 1997. — 172 с.

2. Халин Е. В. Системы безопасности производства. — М.: НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ, 2019. –192 с.

3. Халин Е. В. Системы электронного обучения безопасности производства. — М.: НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ, 2019. — 152 с.

4. ГОСТ Р 57099–2016. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Общие положения.

5. ГОСТ Р 58025–2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Электронное портфолио работника по безопасности производства.

6. ГОСТ Р58355–2019. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства.

7. Халин Е. В. О проекте национального стандарта на интеллектуальные системы обеспечения безопасности производства // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №5. — С. 29–49.

8. Халин Е. В. Проект национального стандарта на интеллектуальные системы обеспечения безопасности производства. Часть 1 // ЛИН-технологии: бережливое производство. — 2021. — №1. — С. 8–19.

9. Халин Е. В. Проект национального стандарта на интеллектуальные системы обеспечения безопасности производства. Часть 2 // ЛИН-технологии: бережливое производство. — 2021. — №4. — С. 30–42.

10. Халин Е. В. О стандартизации интеллектуальных систем обеспечения безопасности производства. Часть 1 // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. — 2021. — №1. — С. 25–36.

11. Патент №2580007, МПК G06 F17/40, G05 В17/00.

12. Патент № 2591008, МПК G06Q50/04, G06F17/40, G09B25/02, G09B19/00.

13. Патент РФ №2591687, МПК G09B19/00.

14. Халин Е. В. Многофункциональные системы электронного обучения безопасности производства // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2019. — №3. — С. 23–33.

15. Халин Е. В., Позднеев Б. М. Системы информационных моделей компетенций работников по безопасности производства // Промышленная энергетика. — 2019. — №8. — С. 55–61.

16. Халин Е. В. Безопасность производства: сетевые системы электронного обучения // Вестник связи. — 2019. — №9. — С. 19–25.

17. ГОСТ Р 12.0.004 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

18. Халин Е. В. Требования к системам электронного обучения безопасности производства // Промышленная энергетика. — 2019. — №11. — С. 47–52.

19. Халин Е. В. Цифровые технологии обеспечения безопасности производс тва // Безопаснос ть и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — № 1. — С. 60–73.

20. Халин Е. В. О качестве систем цифрового обучения безопасности производства // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №2. — С. 49–58.

21. Халин Е. В. Цифровые системы обучения безопасности производства // Вестник связи. — 2020. — №4. — С. 19–25.

Современные производственные цифровые технологии, включающие программно-аппаратные комплексы автоматического контроля качества продукции и повышения безопасности производства, предусматривают технологическую подготовку производства с использованием моделирования производственных процессов в единой виртуальной среде. За счет виртуального воспроизведения производственных процессов цифровые системы позволяют сократить риски и затраты, ускорить ввод в эксплуатацию производственного оборудования, выявить опасные, экономически и технологически проблемные места в производственных циклах и технологиях. Без погружения в реальное производство цифровые модели позволяют оценивать различные варианты организации производства в целях его оптимизации и достижения требуемого уровня безопасности.

Интеллектуальная информационная технология обучения безопасности производства, базирующаяся на актуальных профессиональных знаниях высококвалифицированных специалистов с учетом знаний ответственных за обучение и самих обучаемых, реализованная ресурсами сетевых цифровых интеллектуальных систем обучения (ЦСО БП), встраивается в цифровые технологии конкретного производства и предусматривает использование всего набора имитационных моделей, связанных с обеспечением безопасности данного производства [1–10].

Совокупность имитационных моделей производственных процессов обеспечивает анализ и оптимизацию производственных систем и выбор безопасных, экономически целесообразных стратегий управления системами. Реализация ресурсов имитационного моделирования позволяет выполнить оценку эффективности функционирования существующей производственной системы, проанализировать возможные риски, выполнить выбор рациональной организационнотехнологической структуры, включая организацию безопасных рабочих мест.

Применение ЦСО БП обеспечивает повышение безопасности производства в результате повышения уровня знаний и компетенций персонала и снижения аварийности производства, производственного травматизма и производственно обусловленной заболеваемости по причинам необученности персонала; достижение целесообразной надежности и эффективности всех процессов цифрового обучения; организацию однократного ввода данных и сведений в необходимом объеме, с требуемой периодичностью и логическим контролем правильности; представление результатов цифрового обучения единообразными формами утвержденных выходных документов; организацию эффективных процедур цифровых инструктажа, подготовки и аттестации персонала по безопасности производства на базе персонифицированных моделей обучаемых и аттестуемых.

Для Цитирования:
Халин Е. В., Цифровые интеллектуальные системы обучения безопасности производства. Лин-технологии: Бережливое производство. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: