Проблема формирования цифровых двойников (ЦД) судовых пропульсивных комплексов (ПК) весьма актуальна и связана с широким судовым строительством на основе новых технологий и оптимизации затрат. Последние обусловлены не только совершенствованием судового привода, но и радикальным снижением сопротивления судна. Для судов малого водоизмещения таким способом является использование воздушной подушки, а для крупных судов применение воздушной смазки корпуса судна. В [5] сопоставляются две близкие технологии воздушной смазки: отечественная с использованием каверн и зарубежная типа ALS (air lubrication system), которые снижают сопротивление корпуса судна за счет пузырьков воздуха, подаваемых под днище.
Методология формирования ЦД представлена в [1] на основе разработки физических моделей, а затем САПР с применением искусственного интеллекта и нейронных сетей. В [2–5] сформированы модели ПК судов разного типа. Библиография [6–10] посвящена вопросам моделирования и энергообеспечения ПК. Вопросы разработки САПР традиционных ПК освещены в [11, 12], а в [13–20] анализируются вопросы моделирования и динамики нетрадиционных судовых ПК.
Целью статьи является анализ и сопоставление моделей традиционного и нетрадиционного ПК (с использованием технологии ALS), которые могут являться основой формирования ЦД судовых ПК.
Наряду с качественным расчетом и моделированием пропульсивного комплекса (ПК) в настоящее время получило широкое распространение ее автоматическое проектирование с использованием САПР.
Использование комплекса программ TRIBON HYDRO (HYDRO) позволяет определить для судна заданного типа и водоизмещения сопротивление RT, коэффициенты взаимодействия, а также характеристики гребного винта (ГВ) при каждом из значений скорости, используя коэффициент упора КТ и относительной поступи J в виде отношения КТ /J. Определив J и коэффициент момента в открытой воде KQO при каждом значении скорости судна, получают N – число оборотов ГВ, об./мин. и мощность на валу PS.