Группа компаний «Российские коммунальные системы» (ГК РКС) — крупнейший частный оператор ЖКХ в России. Клиентами ГК РКС являются свыше 5 млн частных потребителей и более 40 тыс. предприятий.
— По оценкам экспертов, затраты российских водоканалов на цифровизацию к 2025 г. вырастут минимум на 25 %. По-вашему, этот прогноз реален? Как вы в целом оцениваете уровень цифровизации водоканалов в настоящее время? Насколько предприятия готовы к такой трансформации?
— Начнем с того, что практически все мероприятия, реализуемые на водоканалах, можно условно разделить на три направления, позволяющие эффективно управлять производством.
Первое направление — «Энергоэффективность», к которому относятся окупаемые работы, достигаемые за счет снижения расхода электроэнергии, тепла; затрат на эксплуатирующий, аварийно‑ремонтный персонал и выезд аварийных бригад, на текущий и капитальный ремонты.
Второе направление — «Качество» — это мероприятия, включающие оказание услуг по бесперебойной подаче питьевой воды жителям, обеспечение необходимого канализования муниципальных образований и транспортировку сточных вод, а также соответствия качества питьевых и очищенных сточных вод нормативным требованиям, снижение экологических рисков.
Третьим направлением является «Надежность» — снижение аварийности на технологических и линейных сооружениях, а также уровня потерь воды на напорных водоводах.
Таким образом, «Цифровая трансформация водоканалов» стоит особняком и движется в своем направлении. «Цифровизация» связана со всеми тремя направлениями как надстройка и не имеет прямого эффекта. Это направление, как правило, нельзя пощупать при реализации, но оно служит помощником и инструментом для принятия обдуманных решений как в части операционной деятельности предприятия, так и оперативности и прозрачности предоставления услуг абонентам.
По моему мнению, есть три основные проблемы, которые ограничивают развитие «Цифровой трансформации водоканалов» в России.