По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349 DOI:10.33920/pol-2-2503-01

«Цифровой профиль» работника как инструмент цифровой трансформации трудовых отношений

Щербакова Олеся Васильевна кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева» (г. Екатеринбург), 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, E-mail: sm-light@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-3111-257X, e-mail: sm-light@yandex.ru.

Цифровизация всех сфер общественной жизни названа одной стратегических целей национального развития РФ до 2030 года. Вместе с тем работодатели в контексте правового регулирования трудовых отношений, как правило, довольно устойчивы к институциональным изменениям и в связи с этим внедряют цифровые технологии как результат возложения нормативной обязанности. Использование «цифрового профиля» работника можно назвать обратным примером — в этом случае наблюдается проактивная позиция работодателя, предшествующая нормативному регулированию и объясняющаяся преимуществом использования данных технологий. В целом можно выделить три общие темы в том, как работодатели решают вопрос цифровой трансформации посредством «цифрового профиля» работника: как инструмент метрификации работников, как инструмент оценки и формирования цифровых компетенций работников, как качественно новый способ решения для улучшения организационных процессов и сотрудничества между структурными подразделениями. Общим для указанных тем является применение новых цифровых технологий в правовом регулировании трудовых отношений. Вместе с тем каждый из указанных способов предполагает возникновение соответствующих рисков для защиты прав и законных интересов работников.

Литература:

1. Sidowski J.B., Campbell G.E. Computer technology: Index to articles in Behavior Research Methods, Instruments, & Computers from 1977 to 1987. Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 1987:19; 487–560 https://doi.org/10.3758/BF03215925.

2. Malloy T.E., Hanley G.L. MERLOT: A faculty-focused Web site of educational resources. Behavior Research Methods, Instruments, & Computer.s 2001:33; 274–276 (2001). https://doi. org/10.3758/BF03195376.

3. Pérez K.V., Torelló O.M. The Digital Competence as a Cross-cutting Axis of Higher Education Teachers’ Pedagogical Competences in the European Higher Education Area. Pro cedia — Social and Behavioral Sciences. 2012:46; 1112–1116, ISSN 1877-0428, https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2012.05.257.

4. Щербакова О.В., Головина С.Ю. Изменение условий труда педагогических работников высшей школы: правовые аспекты. Перспективы науки и образования. 2021:4 (52); 547–565.

5. Авдиенко Д.В., Бушков М.А. Цифровое портфолио педагога: структура и содержание. В сборнике Молодой преподаватель: от идеи к проекту. Материалы VII студенческой научно-практической конференции. отв.редактор Д.А. Михеева. Йошкор-Ола. 2023: 176–179.

6. Нечаева О.А. Развитие профессиональных компетенций педагога средствами технологии цифрового портфолио // Проблемы современного педагогического образования. 2020:68-4; 38–40.

7. Klochko A., Prokopenko A. «DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCE UNDER THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION.» Scientific Journal of Polonia University. 2023: n. pag.

8. Peters,M., Tschöpe T., Konheiser S. et al. Development of a digital training for social and emotional competences for medical assistants in vocational education and training in Germany. Empirical Res Voc Ed Train. 2023: 15 (4). https://doi.org/10.1186/s40461-023-00143-z.

9. Бетильмерзаева М.М., Автаева Т.А., Лечиева М.И. Метапредметные компетенции и оценка их сформированности в условиях организации образовательного процесса в педагогических колледжах // Перспективы науки и образования. 2024: 5(71); 211–232. doi: 10.32744/pse.2024.5.13

10. Van Laar E., Van Deursen A.J., Van Dijk J.A., De Haan J.: The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review. Computers in Human Behavior. 2017:72; 577–588.

11. Макарьев И.С., Захаревич Н.Б. Компетенции педагога: от традиции к «цифре» Непрерывное образование. 2021:3 (38); 14–24.

12. List A., Brante E.W., Klee H.L.: A framework of pre-service teachers’ conceptions about digital literacy. Comparing the United States and Sweden, Computers & Education. 2020: 148.

13. Фролов В.В. Компоненты информационно-цифровой грамотности будущих педагогов по физической культуре и спорту // Научное мнение. 2024:12; 134–143.

14. Иванова О.Э. Информационная грамотность как цифровая компетенция педагогов профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2022:1 (33); 67–74.

15. Князева Н.В., Михайлова И.П., Усманова Н.В., Шиндина Т.А. Построение цифрового профиля преподавателя высшей школы. Информатика и образование. 2024;39(4): 62–76. DOI: 10.32517/0234-0453-2024-39-4-62-76.

16. Токтарова В.И., Ребко О.В. Развитие цифровых компетенций в контексте цифровизации системы образования: опыт Марийского государственного университета. Информатика и образование. 2023;38(1): 64–71. DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-1-64-71.

17. Алексеева П.М. Концепции непрерывного профессионального развития преподавателя современного вуза// Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023:8 (1); 99–105

18. Ashour G., Al-Dubai A., Romdhani I., & Alghazzawi D. Ontology-Based Linked Data to Support Decision-Making within Universities. Mathematics. 2022:10(17); 3148. https://doi. org/10.3390/math10173148.

19. Орешкина Т.А., Забокрицкая Л.Д., Новиков М.Ю. Управление развитием цифровых педагогических компетенций преподавателей вузов в теории и на практике // Университетское управление: практика и анализ. 2022:26(2);81–91. DOI 10.15826/umpa.2022.02.014.

20. Basantes-Andrade A., Casillas-Martín S., Cabezas-González M., Naranjo-Toro M., GuerraReyes F. Standards of Teacher Digital Competence in Higher Education: A Systematic Literature Review. Sustainability. 2022;14(21):13983. https://doi.org/10.3390/su142113983.

Цифровая трансформация различных сфер общественной жизни уже много лет находится в политической повестке дня в РФ. Безусловно, пандемия COVID-19 усилила акценты на цифровизации в сфере экономики, здравоохранения и образовании. Однако в целом — цифровизация задолго до острого импульса пандемии рассматривалась как необходимый компонент повышения качества жизни граждан. Так, на сегодняшний день цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы определена в России как одна из целей национального развития (Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»), что предполагает автоматизацию принятия управленческих решений и совершенствование средств управления цифровыми данными. С одной стороны, цифровая трансформация является мощной политической идеей, с другой стороны, работодатели, как правило, довольно устойчивы к институциональным изменениям и не часто формируют свои стратегические планы в развитии бизнеса, основываясь на государственных стратегиях и целях национального развития. Другими словами, стратегии развития работодателей как субъектов предпринимательской деятельности приводят к фрагментарному внедрению цифровых технологий и продуктов без формирования единой цифровой среды в трудовых отношениях и системного подхода к достижению целей по привлечению капитала, в том числе, путем использования цифровых технологий в регулировании трудовых отношениях.

Наиболее яркими примерами внедрения цифровизации в трудовые отношения на раннем этапе можно считать электронный документооборот (Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи») и электронные цифровые книжки (Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»). В обоих случаях имело место преимущественно реактивная стратегия работодателей: они обратились к этой идее, только когда к ней подтолкнул законодатель (в обязательном либо частично обязательном порядке).

Для Цитирования:
Щербакова Олеся Васильевна, «Цифровой профиль» работника как инструмент цифровой трансформации трудовых отношений. Вопросы трудового права. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: