Здравоохранение и цифровая экономика определены в числе 12 ключевых направлений, по которым во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ) должны быть разработаны национальные программы1 . Цифровизация медицинских услуг2 является одним из условий достижения соответствующих целей в сфере здравоохранения. По мнению специалистов3 , цифровое здравоохранение в России должно обеспечить граждан доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, технологичности и безопасности; повысить эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с установленными Минздравом России нормативами.
Между тем следует согласиться с мнением, что цифровая медицина, в частности интернет-консультации для граждан по вопросам своего здоровья, развитие телемедицинских систем, создание хранилищ медицинских данных, дистанционная торговля лекарственными препаратами и электронный документооборот, не должна замещать те услуги в области здравоохранения, которые требуют персонального участия врача4 .
Очевидно, цифровизация оказания медицинских услуг может заменять отдельные функции медицинского персонала, упрощать и облегчать их выполнение, но не сможет полностью заменить врача. Так, например, телеконсультации удобны для пациентов, но имеют объективные границы: при постановке первичного диагноза необходим первичный осмотр, лично проводимый профессиональным специалистом, — вряд ли кто-то возьмется поставить первичный диагноз «в режиме онлайн»; уход за лежачими хроническими больными требует присутствия медицинского персонала и т. п.