По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24.01

Цифровизация здравоохранения: концепция развития

Лебедев В. А. канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36 E-mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Е. И. канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России E-mail: avpra@mail.ru

Рассмотрены различные точки зрения об организации и развитии оказания медицинских услуг в условиях цифровой экономики, в том числе цели и задачи цифровизации здравоохранения, сформулированные в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Проведен анализ механизмов использования дистанционных форм труда в учреждениях здравоохранения, в том числе вопросов налогового сопровождения дистанционных работников.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

5. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации».

7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

8. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”».

9. Письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-04-06/61300 «О налогообложении НДФЛ доходов работника, работающего дистанционно».

10. Лебедев В.А., Лебедева Е.И. Время открывать филиалы // Бухгалтерский учет в здравоохранении. — 2018. — № 4.

Здравоохранение и цифровая экономика определены в числе 12 ключевых направлений, по которым во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ) должны быть разработаны национальные программы1 . Цифровизация медицинских услуг2 является одним из условий достижения соответствующих целей в сфере здравоохранения. По мнению специалистов3 , цифровое здравоохранение в России должно обеспечить граждан доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, технологичности и безопасности; повысить эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с установленными Минздравом России нормативами.

Между тем следует согласиться с мнением, что цифровая медицина, в частности интернет-консультации для граждан по вопросам своего здоровья, развитие телемедицинских систем, создание хранилищ медицинских данных, дистанционная торговля лекарственными препаратами и электронный документооборот, не должна замещать те услуги в области здравоохранения, которые требуют персонального участия врача4 .

Очевидно, цифровизация оказания медицинских услуг может заменять отдельные функции медицинского персонала, упрощать и облегчать их выполнение, но не сможет полностью заменить врача. Так, например, телеконсультации удобны для пациентов, но имеют объективные границы: при постановке первичного диагноза необходим первичный осмотр, лично проводимый профессиональным специалистом, — вряд ли кто-то возьмется поставить первичный диагноз «в режиме онлайн»; уход за лежачими хроническими больными требует присутствия медицинского персонала и т. п.

Для Цитирования:
Лебедев В. А., Лебедева Е. И., Цифровизация здравоохранения: концепция развития. Бухучет в здравоохранении. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: