По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.34 DOI:10.33920/vne-04-2402-04

Цифровизация торговли в России посредством применения маркетплейсов

Анжелика Александровна Никитина кандидат экономических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений, Институт права, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Россия, 450005, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131, E-mail: aa_nikitina@mail.ru
Селеста Альбертовна Таипова студент направления подготовки «Международные отношения» Института права, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Россия, 450005, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131, E-mail: taipova.selesta@mail.ru

Цифровизация торговли с помощью маркетплейсов активно внедряется в повседневную жизнь граждан многих стран, особенно активно данный процесс стал развиваться в период карантинных мероприятий при пандемии в 2020–2021 гг. Наиболее активно электронная торговля ведется в странах Азии. Например, Китай на 90 % перешел на товарные платформы маркетплейсов. Это в определенной мере позволило избежать обвала продовольственного и товарного рынков в 2020–2021 гг. Оказавшись очень популярным среди населения, такой способ продаж прочно укрепился на товарном рынке. В данной статье авторы рассмотрели, что такое маркетплейсы и какие виды маркетплейсов существуют в мировом пространстве. А также предложили авторскую классификацию маркетплейсов. Кроме того, представили практические примеры успешных кейсов российских маркетплейсов в контексте динамики экономического развития и цифровизации торговли, а также текущие тренды и вызовы в сфере электронной коммерции, возможности и риски дальнейшего развития отечественных маркетплейсов и их роль в международной экспортной деятельности. В завершение исследования авторы рассмотрели варианты использования искусственного интеллекта в электронной торговле.

Литература:

1. Береговский, И. А., Кириллова, Н. Н. Бизнес-модели, используемые современными маркетплейсами // Human Progress. — 2023. — Т. 9. — № 2. — С. 1–9. doi.org/10.34709/IM.192.2.

2. Васильева, О. Н. К вопросу о поддержке предпринимательской деятельности как условии стабильного развития экономики // Проблемы экономики и юридической практики. — 2023. — Т. 19. — № 2. — С. 50–54.

3. Воробьева, Е. С., Юсубова, З. А., Гасанов, М. А. Развитие маркетплейсов в условиях цифровой трансформации как результат структурных сдвигов в экономике // Вестник ГУУ. — 2021. — №2. — С. 95–99.

4. Жилина, Е. В., Никитина, А. А., Ханова, И. М. Влияние цифровизации экономики на трансформацию трудовых ресурсов в России // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. — 2022. — № 1 (39). — С. 34–43. doi.org/10.48642/2305-7408.2022.35.39.004.

5. What are the top online marketplaces? // Digital commerce 360 [Электронный ресурс]. — URL: http:// toppetsproducts.com/index-27.html (дата обращения: 10.11.2023).

6. Никитина, А. А., Сабирова, З. З., Нурлыгаянова, А. М. и др. Маркетинговое продвижение организаций потребительской кооперации через социальные медиапространства (SMM — услуги) — Уфа: Издательство Башкирского кооперативного института, 2022. — 194 с. ISBN 978-5-9909629-5-8.

7. Минаков, А. В. Перспективы развития интернет-торговли и интернет-магазинов в России // Теория и практика общественного развития. — 2023. — № 6 (182). — С. 143–152. doi.org/10.24158/tipor.2023.6.17.

8. Панова, Е. А. Возможности маркетплейсов в развитии и повышении конкурентоспособности малых и средних предприятий // Государственное управление. Электронный вестник. — 2021. — № 89. — С. 52–60.

9. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс]. — URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_naczionalnaya_programma_czifro.pdf (дата обращения: 21.11.2023).

10. Grow your eCommerce Business today // Webretailer [Электронный ресурс]. — URL: https://www.webretailer.com/ (дата обращения: 21.11.2023).

11. Тимофеев, А. Г., Лебединская, О. Г., Биленко, А. В. Цифровая экономика: реалии, перспективы и приоритеты развития // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — 2019. — № 2 (1). — С. 432–434.

12. «Яндекс» объявляет финансовые результаты за IV квартал 2021 года и 2021 год // Яндекс [Электронный ресурс]. — URL: https://yandex.ru/company/news/2022-02-15 (дата обращения: 20.11.2023).

13. «Да кому это там надо?» Почему российские маркетплейсы, крупный бизнес и МСП выходят на экспорт через онлайн // Российский экспортный центр [Электронный ресурс]. — URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/da-komu-eto-tam-nado-pochemu-rossiyskie-marketpleysy-krupnyy-biznes-i-msp-vykhodyat-na-eksport-chere/ (дата обращения: 24.11.2023).

14. Wildberries. I полугодие 2023. Итоги // ECOMHUB [Электронный ресурс]. — URL: https://ecomhub.ru/ wildberries-i-half-of-2023-results/ (дата обращения: 21.11. 2023).

1. Beregovsky, I. A., Kirillova, N. N. (2023). Biznes-modeli, ispol’zuemye sovremennymi marketpleisami [Business models used by modern marketplaces]. Human Progress. Vol. 9, no. 2, pp. 1–9. doi.org/10.34709/ IM.192.2. (In Russian.)

2. Vasilyeva, O. N. (2023). K voprosu o podderzhke predprinimatel’skoi deiatel’nosti kak uslovie stabil’nogo razvitiia ekonomiki [On the issue of supporting entrepreneurship as a condition for stable economic development]. Problemy ekonomiki i iuridicheskoi praktiki [Problems of Economics and legal practice]. Vol. 19, no. 2, pp. 50–54. (In Russian.)

3. Vorobyeva, E. S., Yusubova, Z. A., Hasanov, M. A. (2021). Razvitie marketpleisov v usloviiakh tsifrovoi transformatsii kak rezul’tat strukturnykh sdvigov v ekonomike [The development of marketplaces in the conditions of digital transformation as a result of structural shifts in the economy]. Vestnik GUU [Bulletin of GUU]. No. 2, pp. 95–99. (In Russian.)

4. Zhilina, E. V., Nikitina, A. A., Khanova, I. M. (2022). Vliianie tsifrovizatsii ekonomiki na transformatsiiu trudovykh resursov v Rossii [The impact of digitalization Economics on the transformation of labor resources in Russia]. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitel’skoi kooperatsii [Bulletin of the Siberian University of Consumer Cooperation]. No. 1(39), pp. 34–43. doi.org/10.48642/2305-7408.2022.35.39.004 (In Russian.)

5. Digital commerce 360 (2023). What are the top online marketplaces? — Available at: http:// toppetsproducts.com/index-27.html (accessed: 10.11.2023).

6. Nikitina, A. A., Sabirova, Z. Z., Nurlygayanova, A. M. et al. (2022). Marketing promotion of consumer cooperation organizations through social media spaces (SMM services). — Ufa: Publishing House of the Bashkir Cooperative Institute, 194 p. ISBN 978-5-9909629-5-8. (In Russian.)

7. Minakov, A. V. (2023). Perspektivy razvitiia internet-torgovli i internet-magazinov v Rossii [Prospects for the development of Internet-trade and online stores in Russia]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and practice of social development]. No. 6 (182), pp. 143–152. doi.org/10.24158/tipor.2023.6.17 (In Russian.)

8. Panova, E. A. (2021). Vozmozhnosti marketpleisov v razvitii i povyshenii konkurentosposobnosti malykh i srednikh predpriiatii [Opportunities of marketplaces in the development and improvement of competitiveness of small and medium-sized enterprises]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [Public administration. Electronic bulletin]. No. 89, pp. 52–60. (In Russian.)

9. Passport of the national project National Program Digital Economy of the Russian Federation (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol of 04.06.2019 N7. — Available at: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_ naczionalnaya_programma_czifro.pdf (accessed: 21.11.2023). (In Russian.)

10. Webretailer (2023). Grow your eCommerce Business today. — Available at: https://www.webretailer.com/ (accessed: 21.11.2023).

11. Timofeev, A. G., Lebedinskaya, O. G., Bilenko, A. V. (2019). Tsifrovaia ekonomika: realii, perspektivy i prioritety razvitiia [Digital Economy: Realities, prospects and priorities of development]. Bolshaia Evraziia: razvitie, bezopasnost, sotrudnichestvo [Greater Eurasia: development, security, cooperation]. No. 2 (1), pp. 432–434. (In Russian.)

12. Yandex (2022). Yandex announces financial results for the IV quarter of 2021 and 2021. — Available at: https://yandex.ru/company/news/2022-02-15 (accessed: 20.11.2023). (In Russian.)

13. Russian Export Center (2023). "Who needs it there?" Why do Russian marketplaces, large businesses and SMEs export through online. — Available at: https://www.exportcenter.ru/press_center/da-komu-eto-tam-nado-pochemu-rossiyskie-marketpleysy-krupnyy-biznes-i-msp-vykhodyat-na-eksport-chere/ (accessed: 24.11. 2023). (In Russian.)

14. ECOMHUB (2023). Wildberries. I half-year 2023. Results. — Available at: https://ecomhub.ru/wildberries-i-half-of-2023-results/ (accessed: 21.11. 2023). (In Russian.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 29.11.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 11.01.2024.

Тенденции глобализации и цифровизации экономической сферы общества предполагают, что в ближайшем будущем все формы осуществления торговли и продвижения бизнеса перейдут из офлайн- на онлайн-площадки, что коснется и экспортной деятельности в том числе. Предпосылками к увеличению сделок купли-продажи, производимых онлайн, являлся рост потребительского спроса на дистанционные онлайн-сервисы в период COVID-19, который придал дополнительный импульс переориентации бизнеса на цифровую платформу. Следовательно, в экономическом фундаменте происходит существенное изменение, связанное с цифровой структурной трансформацией, и на сегодняшний день, по данным аналитического издания Digital commerce 360, общий объем оборота товаров на 100 крупнейших торговых площадках вырос до 3,25 трлн долл., что составляет более 55 % мировых расходов на электронную коммерцию [5].

Основная цель исследования заключается в оценке накопленного практического опыта ведения интернет-торгов посредством маркетплейсов в России и определение перспективных направлений развития международной торговли с помощью электронной коммерции.

- авторская классификация маркетплейсов;

- оценка объему товарооборота с помощью маркетплейсов;

- география торгово-экономических взаимоотношений России на мировом рынке;

- перспективные направления развития электронной коммерции в России и странах-партнерах.

Объектом исследования является развитие электронной коммерции и цифровизации торговли, предметом — маркеплейсы как инструмент электронных торгов.

Главной гипотезой выступает роль маркетплейсов как инструмента электронной коммерции и их влияние на мировую экономику.

Для проведения оценки современного состояния электронной коммерции использованы методы сравнительного анализа и синтеза, статистически методы, метод научной абстракции.

Для Цитирования:
Анжелика Александровна Никитина, Селеста Альбертовна Таипова, Цифровизация торговли в России посредством применения маркетплейсов. Международная экономика. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: