По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543

Цифровизация таможенного контроля культурных ценностей в международной торговле

Воищева К. А. ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений МИД России» (МГИМО), г. Москва
Бондаренко А. В. ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений МИД России» (МГИМО), г. Москва
Притчина Л. С. ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений МИД России» (МГИМО), г. Москва
Вахрушев В. Ю. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН), г. Москва

Развитие международной торговли и рост влияния зрительных образов на сознание современного общества привели к стабильно растущему спросу на предметы искусства. Однако рынок произведений искусства — золотая жила для профессиональных воров. Ежемесячно в мире похищается более тысячи произведений искусства. Криминальный арт-бизнес занимает третье место после оборота наркотиков и торговли оружием. Уровень раскрываемости преступлений, связанных с кражей арт-объектов, по-прежнему ничтожно низок (всего 1,5 % судебных дел заканчиваются в пользу владельцев), денежные объемы — колоссальные (по общим оценкам, глобальная стоимость наворованных работ составляет 3,7 млрд фунтов стерлингов), а заинтересованность внутренних органов разных стран в подготовке специализированных кадров по розыску — мизерная[footnote]1[/footnote]. Актуальность представленной темы заключается в том, что глобализация международной торговли культурными ценностями и высокая коррупционная составляющая требуют совершенствования таможенного администрирования и повышения качества таможенной деятельности. Инновационные технологии на сегодняшний день способны автоматизировать процесс контроля за культурными ценностями, ускорить и упростить процесс взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, а также обеспечить полную безопасность транспортировки объектов культурного наследия. Цель — разработать предложения по совершенствованию таможенного контроля за перемещением культурных ценностей, в частности, за счет создания информационной межведомственной системы мониторинга движения культурных ценностей с использованием блокчейн-технологий и «Интернета вещей», которые способны обеспечить большую прозрачность движения предметов искусства. Объект исследования — обеспечение таможенного контроля за перемещением объектов культурного наследия. Предмет исследования — прорывные технологии как средство повышения эффективности таможенного контроля за перемещением культурных ценностей.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 18 июня 2017 г. № 127 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2017 г. № 435 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела».

3. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2017 г. № 430 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».

4. Седых И. А. Российский рынок предметов искусства. — НИУ ВШЭ. — М., 2018. — 61 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/ data/2018/12/18/1144615288/ Российский%20рынок%20предметов%20искусства%202018.pdf (дата обращения: 22.03.2021).

5. Study report on Disruptive Technologies // WCO. — June 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.wcoomd.org//media/ wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instrumentsandtools/ tools/disruptivetechnologies/wco_disruptive_technologies_en.pdf?la=en (дата обращения: 22.03.2021).

6. P. De Filippi, M. Mannan, W. Reijers. Blockchain as a confi dence machine: The problem of trust & challenges of governance // Technology in Society. — 2020. — Vol. 62 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0160791X20303067?via%3Dihub (дата обращения: 15.03.2021).

7. The Promise of the Blockchain: the Trust Machine // The Economist. — 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economist.com/leaders/2015/10/31/thetrustmachine (дата обращения: 24.03.2021).

8. P. De Filippi. Blockchain technology and decentralized governance: the pitfalls of a trustless dream // Technology in Society — 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/338825830_ Blockchain_Technology_and_ Decentralized_Governance_The_ Pitfalls_of_a_Trustless_Dream (дата обращения: 15.03.2021).

Международное культурное сотрудничество — это действенный способ для государств, организаций и частных лиц преодолеть барьер непонимания и больше узнать об искусстве, культуре и наследии другой страны. Проекты в области культурного сотрудничества обычно подразумевают передвижение художников и/или произведений искусства через границы. Международное сотрудничество в области культуры может происходить в рамках дву- или многосторонних соглашений между странами.

Согласно положениям Конвенции ООН об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г., культурное и природное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием всего человечества. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения обедняет наследие народов мира. В этой связи сбережение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, выступает как одна из важнейших задач всех государств.

В последнее время проблеме контрабанды культурных ценностей уделяется огромное внимание. Этот острый вопрос помог принятию ряда международных актов, таких как: Конвенция ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» и Решение глав правительств государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г. об утверждении Положения о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей. Также было принято соглашение о препятствии незаконного перемещения культурных ценностей странами СНГ. Данное соглашение было подписано 28 сентября 2001 г. в Москве2.

Эти соглашения смогли помочь выявить острую проблему: большинство культурных ценностей, которые были задержаны, как правило, не возвращаются в страну, а тем более к своему фактическому собственнику.

По этому вопросу можно привести яркий пример: бизнесмен, являющийся гражданином Российской Федерации, везет культурную ценность из Калининграда в Москву, подвергаясь таможенному контролю в Литве и Белоруссии (т. е. следуя из России в Россию). Если в ходе таможенного досмотра выяснится, что этот объект незадекларированный, то данное государство имеет за собой право оставить культурную ценность на территории своей страны. Но если следовать принятым международным договорам, то решение этой ситуации должно вести за собой возвращение культурной ценности в фактическую страну происхождения либо непосредственному собственнику. Данный вопрос поможет решить международная организация, осуществляющая деятельность в сфере незаконного перемещения культурных ценностей.

Для Цитирования:
Воищева К. А., Бондаренко А. В., Притчина Л. С., Вахрушев В. Ю., Цифровизация таможенного контроля культурных ценностей в международной торговле. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: