По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371

Цифровизация образовательного процесса и обеспечение информационно-психологической безопасности

Н.П. Исмаилова канд. физ.-мат. наук, доцент, Северо-Кавказский институт Всероссийского государственного университета юстиции, Махачкала

В статье рассматриваются проблемы цифровизации образования и обеспечения информационно-психологической безопасности. Модернизация системы непрерывного профессионального образования в России предусматривает необходимость создания цифровой образовательной среды для непрерывного профессионального образования (ЦОС НПО), включающей в себя комбинацию цифровых услуг, образовательных инструментов, электронных курсов (онлайн-курсов), электронных образовательных ресурсов, призванных обеспечить непрерывное образование и профессиональную переподготовку специалистов в условиях цифровой экономики. Внедрение электронных форм обучения кроме положительных моментов имеет и негативную сторону, которая связана с угрозами информационно-психологической безопасности личности. Поэтому на каждом этапе формирования и развития единого электронного портала для непрерывного профессионального образования необходимо обеспечить защиту информации и безопасность личности и среды в целом. В связи с этим автор считает необходимым проведение системного мониторинга, который позволит отслеживать изменения в состоянии здоровья обучающихся.

Литература:

1. Гаврилова Н.В. К вопросу о психологической безопасности коммуникаций в сети Интернет. Интернет — свободный, безопасный, образовательный: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Омск: Полиграфический центр КАН, 2013.

2. О безопасности критической информационной инфраструктуры. Федеральный закон № 187-ФЗ от 26.07.2017 [Электронный ресурс]. — http://www.consultant. ru/document/cons_ doc_LAW_220885/

3. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России [Электронный ресурс]. — http:// emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/BPA/bb84 e562c8e9719cc32568c400467c1a.

4. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография. — Москва: МИФИ, 2003.

5. Левицкий В. Информационно-психологическая безопасность личности [Электронный ресурс]. — http://www.partnerinform.de/partner/detail/2007/6/272/2445.

6. Барсукова Е.А. Интернет как фактор социализации личности [Электронный ресурс]. — http://www.rusnauka.com/28_ PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm.

7. Гаврилова Н.В., Мельников А.Л. Перспективы технологий дистанционного образования и электронного обучения: социально-психологический аспект. Интернет — свободный, безопасный, образовательный: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Омск: Полиграфический центр КАН, 2013.

8. Ратнер Ф.Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт: учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». — Казань: КГУ, 2008.

Перспективным направлением развития российского образования в современных условиях является его доступность, открытость, гибкость, которая обеспечивается за счет внедрения дистанционных и электронных форм обучения.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача создания к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность всех форм и уровней образования. Современные вызовы в сфере образования диктуют неизбежность модернизации системы непрерывного профессионального образования (НПО) в России, в рамках которой необходимо в первую очередь создать ЦОС НПО, которая в корне изменит подход к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогов.

Актуальность разработки ЦОС НПО определяется основными задачами Российской Федерации в области цифровизации основных образовательных сред; необходимостью увеличения количества доступных электронных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, расширения возможностей электронных программ непрерывного профессионального образования.

Процесс цифровизации непрерывного профессионального образования включает в себя аспекты, связанные, во-первых, с формированием цифровой образовательной среды для непрерывного профессионального образования в виде комбинации цифровых услуг, образовательных инструментов, электронных курсов (онлайн-курсов), электронных образовательных ресурсов; во-вторых, с глубокой модернизацией образовательного процесса, призванной обеспечить непрерывное образование и профессиональную переподготовку специалистов в условиях цифровой экономики. Цифровая образовательная среда представляет собой открытый набор информационных систем, предназначенных для решения различных задач образовательного процесса. Цифровизация образовательного процесса предусматривает создание единого федерального электронного портала для НПО. Многофункциональный электронный портал НПО должен содержать: модули методической, учебной, организационной, нормативной и справочной информации; каталог электронных образовательных программ и ресурсов для организации обучения по программам непрерывного профессионального образования; мониторинг образовательной деятельности. Электронный портал НПО предоставит возможности доступа к каталогу региональных курсов повышения квалификации в целом; доступа к электронным ресурсам, электронным библиотекам в сфере профессиональной деятельности; доступа участников образовательного процесса к образовательным услугам; общения с коллегами, обмена педагогическим опытом; предоставления консультационных услуг в режиме онлайн и офлайн; организации и проведения веб-мероприятий: видеоконференций, мастер-классов, вебинаров; формирования комплексной, постоянно действующей системы повышения квалификации (программы повышения квалификации педагогов будут включать освоение гражданами инструментов инновационной профессиональной деятельности); организации и внедрения электронного обучения для педагогов.

Для Цитирования:
Н.П. Исмаилова, Цифровизация образовательного процесса и обеспечение информационно-психологической безопасности. Юрист ВУЗа. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: