Перспективным направлением развития российского образования в современных условиях является его доступность, открытость, гибкость, которая обеспечивается за счет внедрения дистанционных и электронных форм обучения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача создания к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность всех форм и уровней образования. Современные вызовы в сфере образования диктуют неизбежность модернизации системы непрерывного профессионального образования (НПО) в России, в рамках которой необходимо в первую очередь создать ЦОС НПО, которая в корне изменит подход к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогов.
Актуальность разработки ЦОС НПО определяется основными задачами Российской Федерации в области цифровизации основных образовательных сред; необходимостью увеличения количества доступных электронных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, расширения возможностей электронных программ непрерывного профессионального образования.
Процесс цифровизации непрерывного профессионального образования включает в себя аспекты, связанные, во-первых, с формированием цифровой образовательной среды для непрерывного профессионального образования в виде комбинации цифровых услуг, образовательных инструментов, электронных курсов (онлайн-курсов), электронных образовательных ресурсов; во-вторых, с глубокой модернизацией образовательного процесса, призванной обеспечить непрерывное образование и профессиональную переподготовку специалистов в условиях цифровой экономики. Цифровая образовательная среда представляет собой открытый набор информационных систем, предназначенных для решения различных задач образовательного процесса. Цифровизация образовательного процесса предусматривает создание единого федерального электронного портала для НПО. Многофункциональный электронный портал НПО должен содержать: модули методической, учебной, организационной, нормативной и справочной информации; каталог электронных образовательных программ и ресурсов для организации обучения по программам непрерывного профессионального образования; мониторинг образовательной деятельности. Электронный портал НПО предоставит возможности доступа к каталогу региональных курсов повышения квалификации в целом; доступа к электронным ресурсам, электронным библиотекам в сфере профессиональной деятельности; доступа участников образовательного процесса к образовательным услугам; общения с коллегами, обмена педагогическим опытом; предоставления консультационных услуг в режиме онлайн и офлайн; организации и проведения веб-мероприятий: видеоконференций, мастер-классов, вебинаров; формирования комплексной, постоянно действующей системы повышения квалификации (программы повышения квалификации педагогов будут включать освоение гражданами инструментов инновационной профессиональной деятельности); организации и внедрения электронного обучения для педагогов.