Обходы и осмотры оборудования имеют своей целью раннее выявление и своевременное устранение дефектов. Дефект может быть причиной отказа и в этом смысле он предвестник отказа. Согласно стандарту [1], дефект — это каждое отдельное несоответствие объекта требованиям, установленным в документации.
Следовательно, дефектом является видимое повреждение объекта, протечка смазки или воды, утечка сжатого воздуха, определяемая на слух вибрация, которой не должно быть, измеряемое отклонение параметров от номинальных значений и т.д. При этом дефект или повреждение, согласно тому же стандарту, приводят объект в неисправное состояние при сохранении его работоспособного состояния. То есть объект с дефектом способен выполнять свои функции.
В этой связи обходы технологического оборудования дежурным оперативным персоналом имеют очень большое значение для обеспечения надёжности. Они являются частью процесса управления несоответствиями, который включает в себя также анализ первопричин, планирование и выполнение работ по предупреждению и устранению несоответствий, анализ повреждаемости оборудования и оценку эффективности.
Основной проблемой обходов является влияние человеческого фактора. Действительно ли работник выполнил тот обход, о котором он внес запись в оперативный журнал? Соблюдал ли он маршрут обхода или отклонился от него? Он непосредственно осмотрел все объекты или на какой-то из них только взглянул издалека? Насколько точно он идентифицировал обнаруженную проблему? Эти вопросы остаются открытыми при организации обходов с блокнотом руках, а передаваемая обходчиком информация может быть искаженной, неполной, неточной и совершенно ошибочной. Но главное — это принятие решений на такой шаткой основе.
Помимо субъективного фактора есть и объективные проблемы: организации обходов «по старинке» чревата задержками важной информации и риском опоздать с принятием решений по факту обнаруженной проблемы, а также излишней трудоемкостью записи и последующего переноса данных с одного носителя на другой.