С 23 апреля 2019 г. таможенные органы Российской Федерации приступили к реализации технологии автоматической регистрации электронных транзитных деклараций. Дальневосточное таможенное управление развивает технологию с июля 2019 г. Эксперимент основан на результатах развития технологии электронного таможенного транзита, которая применяется с июля 2015 г. в таможенных органах управления. В 2019 г. 99,7 % транзитных деклараций представлено в электронной форме. К основным преимуществам электронного транзита можно отнести протоколирование действий должностных лиц таможенных постов и декларанта, что позволяет фиксировать все решения, принятые таможенным органом, и приводит к снижению коррупционных рисков; подачу транзитной декларации удаленно (отсутствие у декларанта необходимости постоянно находиться в здании таможенного органа); оптимизацию таможенных операций за счет исключения необходимости сверки данных в бумажных документах с транзитной декларацией, представленной в электронной форме; возможность перехода к созданию автоматических алгоритмов принятия решений, прежде всего, на этапе регистрации транзитной декларации.
Эксперимент автоматической регистрации реализуется в регионе деятельности таможенных постов ЖДПП Наушки Бурятской таможни, Соловьевский, ЖДПП Забайкальск, МАПП Забайкальск Читинской таможни, Пограничный и МАПП Пограничный Уссурийской таможни (рис. 1) в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным и автомобильным транспортом, при этом автомобильным транспортом — только в случае, когда декларантом выступает таможенный перевозчик либо уполномоченный экономический оператор.
Результаты, достигнутые в ходе эксперимента, показывают его успешную реализацию (рис. 2). Так, в июле 2019 г. 8,8 %, а в сентябре уже 22,6 % электронных транзитных деклараций в таможенных органах, включенных в пилотную зону, было автоматически зарегистрировано.
Участникам внешнеэкономической деятельности для того, чтобы воспользоваться преимуществами автоматической регистрации транзитных деклараций, необходимо уделять особое внимание соблюдению установленных требований при заполнении и подаче транзитной декларации. Среди наиболее частых ошибок, допускаемых принципалами, можно выделить отсутствие документов, указанных в 44-й графе транзитной декларации, в «Электронном архиве декларанта»; подачу транзитной декларации до завершения этапа прибытия, то есть до фиксации таможенным постом решения в отношении прибывшего транспортного средства (данное нарушение наиболее характерно для железнодорожных перевозок); отсутствие в транзитной декларации сведений о документе, свидетельствующем о включении лица в реестр таможенных перевозчиков (для автомобильного транспорта), о документе, подтверждающем полномочия лица, составившего транзитную декларацию; отсутствие в графе 50 транзитной декларации сведений об ОГРН, КПП, ИНН декларанта.