Дата поступления рукописи в редакцию: 16.05.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 17.05.2025.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) играют важную роль в экономическом развитии стран БРИКС, создавая рабочие места и внедряя инновации в бизнес-процессы. Несмотря на свою значимость, субъекты МСП сталкиваются с рядом проблем: доступностью финансирования, административными барьерами и недостатком информации о мерах государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Цифровизация бизнеса стала важным инструментом, который позволяет упрощать взаимодействие между бизнесом и государством, оперативно получать информацию о состоянии субъектов МСП, а также оказывать им наиболее действенные меры поддержки. Рассмотрим примеры цифровизации государственной поддержки МСП на примере двух стран БРИКС: России и Китая.
Одним из проявлений цифровизации стало появление цифровых платформ МСП. Такие платформы позволяют оказывать консультационную, информационно-аналитическую поддержку МСП, а также занимаются обучением, дают возможности привлекать финансирование и участвовать в грантах. Перечисленные функции цифровых платформ позволяют снизить транзакционные издержки для бизнеса и государства, упростить доступ к информации и автоматизировать некоторые процессы.
В России малый и средний бизнес обеспечивает около 20,3 % [4] ВВП страны и создает 38% рабочих мест [7], однако этот показатель ниже, чем в развитых странах, где доля МСП в ВВП может достигать 50–60. Поэтому государственная политика направлена на развитие МСП, в том числе через цифровизацию.
В России процесс цифровизации государственной поддержки МСП проходит в рамках таких национальных проектов, как «Малое и среднее предпринимательство» и «Цифровая экономика». В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» для повышения количества занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 25 млн к 2024 г. в России была создана платформа «Мой Бизнес» (мойбизнес.рф).