I. <…> Логистика — это цепочки поставок и добавленная стоимость на каждом этапе, из экономики каждого этапа и складывается экономика логистики. Цепочки поставок изменились за последние десятилетия, что вызвано глобальным разделением труда, снижением затрат на логистику и материализации новых рынков. Страны БРИКС продолжают увеличивать свое значение для всей мировой торговли, и растет их влияние в глобальном производстве. Например, Азия стала самым важным местом для размещения производства во всем мире, Россия и Восточная Европа вошли в рыночную экономику, а индустрия сервисов в Европе и Северной Америке значительно выросла. Производства появляются в новых местах или даже возвращаются в развитые экономики. Также вырос объем торговли между ЕС и Китаем, превысив 2 трлн долл. в год. Транспортно-логистическая составляющая в нем колеблется в зависимости от типа товара от 10 до 60 %.
При этом сегодня происходит рост объемов общей торговли, объема перевозок по всем видам транспорта, что представляет значительные вызовы и возможности для участников отраслей логистики и транспорта. Хотя мировая торговля будет продолжать расти более низким темпами, глобальная структура движения товаров, вероятно, изменится кардинально. Эти изменения уже начались. Прогресс в конкурентной международной среде, цифровизация и связанные с ней изменения потоков товаров создают новые проблемы для промышленности. Настало время переопределить мир логистики, чтобы найти решения для нынешних и будущих проблем. Информационные технологии являются базой, а цифровизация в логистике является ключом к успеху.
Программное обеспечение, аппаратное обеспечение и всемирное соединение — это теперь инструменты для любого бизнеса. Возможности подключения позволяют оптимизировать процессы и разработку новых бизнес-моделей. И по этой причине важно для оценки информационных технологий с точки зрения логистики посмотреть возможности двух наиболее близких стран БРИКС Китая и России в этой части.
Цифровая железная дорога может стать катализатором огромного числа цифровых трансформаций как в России, так и в странах ЕАЭС. <…> За многие годы все привыкли повторять как незыблемый экономический тезис то, что морской транспорт всегда будет экономически более выгодным, чем любой наземный вид транспорта, включая железнодорожный. Однако глобальное развитие цифровой железной дороги, базирующейся на цифровой сигнализации и управлении, привело к тому, что железнодорожный транспорт стал экономически более выгодным для транспортировки самых дорогих (контейнерных) грузов, и эти данные засвидетельствованы авторитетом Мирового экономического форума. К сожалению, эти выгоды не касаются России и стран ЕАЭС. Нормальных морских портов у нас пока нет, а проект цифровой железной дороги обсуждается без технических и экономических стандартов и обоснований. При этом тратятся ресурсы, которых не так много. Между тем существуют отработанные решения, международные стандарты и нормативная база для такого рода решений, уже доказавшая свою экономическую эффективность в Китае и Европе, то есть в начале и конце нового Шелкового пути.