В условиях формирования единого цифрового пространства новые технологии коренным образом трансформируют ландшафт финансового рынка, формируют новые преимущества и угрозы для финансового сектора и его регуляторов. Одной из современных технологий, трансформирующих мировую финансовую систему, является цифровая валюта.
В настоящее время определения цифровой валюты и связанных с ней терминов встречаются в основном в информационных документах национальных и международных финансовых институтов. В иностранных государствах регулирование основано на технологической нейтральности объекта: вместо слов «цифровая валюта», «криптовалюта» используется определение «виртуальная валюта», являющееся более широким и объемным.
Одно из первых официальных определений виртуальной валюты было предложено Европейским центральным банком (ЕЦБ) в 2012 году1 . ЕЦБ определил виртуальную валюту как вид нерегулируемых цифровых денег, которые выпускаются и обычно контролируются их разработчиками и используются и принимаются членами конкретного виртуального сообщества.
Схожее понятие виртуальной валюты дал в 2016 году Международный валютный фонд2 : виртуальная валюта — цифровое выражение стоимости, выпущенное (issued) частными разработчиками (developers) и выраженное в их собственной расчетной единице.
Определения, присутствующие в информационных документах национальных финансовых институтов, представлены на схеме 1.
Соотношения понятий «цифровая валюта», «виртуальная валюта», «криптовалюта» с точки зрения МВФ показано на схеме 2.
Сущность виртуальной валюты включает два основных элемента:
1) цифровое выражение стоимости, которая может быть передана другой стороне;
2) основные платежные и расчетные механизмы, включая системы распределенного регистра (distributed ledger system).
Таким образом, несмотря на то, что криптовалюта — это тип цифровой валюты, между ними можно выделить фундаментальные различия (таблица 1).