Цифровизация строительной сферы является эффективным инструментарием при производстве строительных материалов, проектировании и собственно строительном производстве, в котором цифровой трансформацией охвачены работы на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства. К ним относятся, в частности, предпроектная и проектная стадии строительства и капитального ремонта, реконструкция и снос, а также отдельные стадии реставрации объектов культурного наследия.
Внедрение системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием BIM-технологий позволяет повысить эффективность строительства, снизить стоимость проектов, сократить сроки строительства, исключить нарушения таких сроков. При этом использование BIM-технологии заключается в том, что проект строительного объекта выполняется благодаря 3D-моделированию в трехмерном пространстве, что позволяет моделировать любые строительные объекты, включая здания, железные дороги, мосты, тоннели, порты и т.д.
Неоспоримыми преимуществами цифровой трансформации строительной деятельности являются предоставление в сфере строительства комплексных услуг, внедрение суперсервисов, распространение в строительстве информационных моделей объектов капитального строительства и 3D-печати. Цифровая трансформация проникает также в сферу подготовки для строительной отрасли кадров нового поколения, востребованных на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.
Процесс цифровой трансформации строительства регулируется не только нормативными документами, которые непосредственно связаны со строительством, но и нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность смежных сфер экономической деятельности, а именно производства строительных материалов, машин и механизмов, сферы государственного управления, информационного обеспечения, формирования и использования данных в цифровой среде.
В настоящее время практика настоятельно требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы цифровой трансформации строительной сферы, направленной на развитие механизмов государственной финансовой поддержки цифровых процессов. Так, зачастую строительные организации, особенно относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не способны нести финансовые затраты, связанные с внедрением цифровых технологий и выполнением целей и задач, утвержденных в рамках нормативно-правовой базы цифровой трансформации строительства.