Цифровизация высшего образования — это один из важнейших аспектов трансформации всех сфер жизнедеятельности человека, которая происходит в современном мире. Несмотря на социальные проблемы, трудности адаптации к новым явлениям цифровой эры, уже сейчас невозможно полноценное существование и развитие человека без понимания и применения таких технологий, как искусственный интеллект, большие данные, облачные и теневые вычисления.
Учитывая, что университеты во всём мире являются базисом, ядром и движущей силой инноваций, именно их адекватное, успешное преобразование, обуславливающее изменение системы воспитания и обучения специалистов с высшим образованием в направлении индивидуализации учебных траекторий, позволит обеспечить прогрессивное развитие экономики Российской Федерации.
Это в полной мере касается подготовки специалистов для системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Более того, учитывая, что в современных условиях основная часть финансовых потоков ушла в виртуальную среду и не может контролироваться без использования цифровых методов мониторинга, обеспечение специалистов этой сферы цифровыми компетенциями становится одной из важнейших задач.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) при реализации учебного процесса всегда учитывал современные инновационные технологии. Именно он одним из первых в регионе стал готовить для народного хозяйства специалистов в области информационных технологий. Также при формировании учебного плана всех направлений подготовки предусмотрены возможности построения индивидуальных траекторий обучения. Однако мощным толчком, заставившим кардинально пересмотреть подходы к построению учебного процесса, явилось участие сотрудников университета в интенсиве «Остров 1022».
В рамках интенсива команда РГЭУ (РИНХ) разработала проект, ставки которого описываются Паспортом включения вуза в экосистему технологического развития (рис. 1).
Из рисунка 1 видно, что реализовывались ставки рынков Научно-технологической инициативы (НТИ) Аэронет, Автонет и Эдунет при реализации соответствующих им сквозных технологий: