Дата поступления рукописи в редакцию: 11.10.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 15.10.2023.
Темп роста ВВП Китая в последние годы постепенно замедляется— в 2022 г. он составил всего 3,0%. Данная экономическая тенденция ведет к снижению спроса на кредиты (рис.1). Денежная масса М2 Китая на конец февраля 2023 г. составила 244,15 трлн юаней, увеличившись на 9,2% в годовом исчислении, темп роста на 0,9% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года; увеличение масштабов социального финансирования составило 1,19 трлн юаней, что на 531,5 млрд юаней меньше, чем за аналогичный период предыдущего года; кредиты в юанях в феврале увеличились на 1,23 трлн юаней, что на 125,8 млрд юаней меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. В то же время монетизация процентных ставок привела к значительному снижению банковских спредов и росту конкуренции в банковском секторе.
Банки, которые полагаются на традиционные модели получения прибыли, имеют гораздо меньше шансов быть прибыльными в условиях снижения спроса на кредиты и рыночного регулирования процентных ставок, поэтому коммерческим банкам необходимо разрабатывать новые конкурентоспособные бизнес-модели.
Ключ к сложности финансирования малого и среднего бизнеса (далее — МСП) лежит в информационном разрыве между банками и предприятиями. Банкам трудно определить реальные условия деятельности МСП только по финансовой отчетности, что в сочетании с экономическим спадом затрудняет устойчивое функционирование МСП и может привести к значительному увеличению доли невозвратных кредитов и низкому качеству активов коммерческих банков. В результате возникает острая необходимость в цифровой трансформации.
Появление сторонних платежных инструментов, таких как Alipay и WeChat, повлияло на платежно-расчетный бизнес коммерческих банков. По мере того как появляется все больше и больше цифровых сервисов и финансовых компаний, которые влияют на деятельность коммерческих банков, вырастает конкуренция. С одной стороны, финансовые цифровые компании используют преимущества интернета для оптимизации своих технологических систем и предоставления клиентам быстрого и эффективного способа вести бизнес, с другой стороны, теперь они обрабатывают больше корпоративной информации с помощью интернет-технологий для повышения возможностей предотвращения и контроля рисков, что еще больше влияет на деятельность коммерческих банков.