Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1 в числе приоритетных направлений сформулирована важная национальная цель — цифровая трансформация, одним из показателей которой является достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения.
Цифровизация сферы здравоохранения — это в первую очередь углубленное применение информационных технологий на основе оснащения медицинских учреждений высокотехнологичным оборудованием, компьютерной техникой, а также расширения применения теле- и видеотехнологий в процессе оказания удаленных медицинских услуг.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 определяет телемедицинские технологии как «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента». В соответствии с ч. 1 ст. 36.2 указанного закона приказом Минздрава России3 был утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий для проведения консультаций (консилиумов врачей) и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, в том числе порядок проведения консультаций, особенности дистанционного наблюдения пациента; установлено, что медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, должны быть зарегистрированы в Федеральном регистре медицинских работников.
Необходимая на современном этапе цифровая трансформация медицинских услуг является одним из условий достижения соответствующих целей в сфере здравоохранения. По мнению специалистов, цифровое здравоохранение в России должно обеспечить граждан доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, технологичности и безопасности; повысить эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с установленными Минздравом России нормативами.